Войти в почту

Президенты России, Армении и Азербайджана встретятся в Сочи. Ждать ли мирного договора?

Очередная острая фаза конфликта Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха пришлась на 2020 год. С тех пор лидеры России, Армении и Азербайджана встречались три раза, было объявлено несколько перемирий, однако они постоянно нарушались, в чем стороны обвиняли друг друга. Как рассчитывают наблюдатели, в понедельник 31 октября на трехсторонней встрече Москвы, Баку и Еревана главным пунктом обсуждения наконец станет полноценный мирный договор. На первый план выйдет даже не Нагорный Карабах, а делимитация и демаркация границ, а также Зангезурский коридор. Это проект Баку — узкая полоска суши длиной в 40 км на границе Армении и Ирана, соединяющая основную территорию Азербайджана с ее анклавом Нахичевань. Баку пытается согласовать проект железных и автомобильных дорог по этому коридору. Причем проходить они будут фактически по территории Ирана, минуя Армению.

Президенты России, Армении и Азербайджана встретятся в Сочи. Ждать ли мирного договора?
© BFM.RU

По первому пункту: армянская сторона недоумевает, как можно договариваться о границах, когда армия Азербайджана находится на территории Армении и когда регулярно вспыхивают боевые действия. Что касается коридора, в конфликт вовлечены интересы Турции и Ирана. Тегеран волнуется, что Баку при поддержке Анкары отодвинет армян от коридора. И только недавно Иран — как раз на северо-западе страны — провел военные учения, тем самым намекнув, что не потерпит нарушения своих границ. О позиции армянской стороны рассказывает журналист из Еревана Ашот Газазян:

Ашот Газазян журналист из Еревана «Азербайджано-турецкий тандем уже открыто говорит о том, что этот коридор должен быть прорублен и он должен носить экстерриториальный характер. То есть армяне не могут предъявлять на этот коридор никаких прав, хотя он будет проходить именно по территории Армении. С этим не может согласиться не только Армения, но и соседний Иран. Граница между Ираном и Арменией будет нарушена. В Анкаре и Баку прекрасно эту позицию Ирана знают, но продолжают настаивать на экстерриториальности этого коридора. Армения же говорит, что они готовы предоставить эту дорогу, но на ней должны стоять армянские пограничники, таможенные службы».

Официальный Баку держит принципиальную позицию: считая Нагорный Карабах своей территорией, Алиев заявляет, что не потерпит вмешательства третьих стран. Армению он также относит к их числу. Ереван же говорит, что карабахские армяне под флагом Азербайджана жить не собираются — есть опасения, что будет либо депортация, либо предоставлены не лучшие условия. Обеим сторонам сейчас проще разрешить споры вокруг коридора, юрисдикцию которого армяне трактуют весьма избирательно, уверен политический обозреватель, главный редактор азербайджанского издания «Обозреватель» Ниджат Гаджиев:

Ниджат Гаджиев политический обозреватель, главный редактор азербайджанского издания «Обозреватель» «Карабахский вопрос стал внутренним делом Азербайджана, который он ни с кем — ни с одной третьей страной, а Армения в данном случае также является третьей страной — не собирается обсуждать. Я не думаю, что вопрос Карабаха будет каким-то образом обсуждаться в рамках трехсторонней встречи 31 октября в Сочи. Что касается вопросов Зангезурского коридора, то азербайджанская сторона официально не подразумевает экстерриториальности вопроса. Нет такого, что этот коридор, условно Мегрельский переход, переходит под юрисдикцию Азербайджана. Стоит вопрос о транспортных коммуникациях, которые Армения должна предоставить Азербайджану для беспрепятственного прохождения азербайджанских грузовых, гражданских, а также железных дорог в Нахичевань, контроль над которыми должен принадлежать ФСБ России. Азербайджан требует соблюдения буквы закона трехстороннего заявления».

Как заявил ранее Никол Пашинян, мирный договор с Баку он рассчитывает подписать до конца года. Однако по статусу Нагорного Карабаха остается столько противоречий, что на грядущей встрече его могут просто вынести за скобки и договориться как-нибудь потом. Какие цели преследует каждая из сторон? Рассуждает политолог, востоковед Алексей Малашенко:

Алексей Малашенко политолог, востоковед«Складывалось такое ощущение, что Россию пытались отстранить от урегулирования этого конфликта. А ситуация была очень непростая, в частности с армянами, которые были недовольны пассивностью России. Если состоится встреча, я думаю, что это будет важно для России, которая так или иначе подтверждает, что она остается одним из ключевых игроков на Южном Кавказе. Это будет удобно, выгодно для Армении, которая может получить подтверждение, что Россия ей как бы сочувствует в этом конфликте. Безусловно, это будет выгодно и азербайджанцам, для которых участие России в саморегулировании конфликта дает им большую самостоятельность — мы прекрасно понимаем, что турки себя ведут по отношению к Азербайджану как старший брат».

Трехсторонняя встреча пройдет на фоне новых запросов Армении к ОДКБ. По словам Пашиняна, он все еще ожидает политической оценки действий Баку на границе. В МИД Азербайджана в ответ отмечают, что Армения не высказала позицию по элементам мирного договора.