Nokian Tyres уходит из России – на чём будут ездить поклонники Hakkapeliitta
Финская компания Nokian Tyres приняла решение окончательно распрощаться с российским рынком, завод во Всеволожске (Ленинградская область) продан, импортных поставок не предвидится. Уже оживились спекулянты, цены на популярные зимние шины Hakkapeliitta взлетели почти в полтора раза, а прилавки стали стремительно пустеть. Но тут дело, скорее, в «брендозависимости» покупателей – аналоги на рынке пока есть.
Политика, не более того – решение финнов на первый взгляд подобно выстрелу в собственную ногу. На российском предприятии выпускалось 80% продукции компании, а именно 16 млн. шин в год, причём 60% изделий завода шло на экспорт. Себестоимость производства, учитывая дешевую энергию и сырьё, в РФ куда меньше, чем в Финляндии и любой другой стране ЕС, так что финны были в шоколаде. Но всю малину обгадили политиканы из Хельсинки.
Nokian Tyres подписала соглашение о продаже своих российских предприятий ПАО «Татнефть». Ожидается, что цена покупки составит около 400 миллионов евро. Сделка подлежит одобрению соответствующими регулирующими органами в России и другим условиям, что создает существенную неопределенность в отношении сроков, условий и закрытия сделки.
Nokian Tyres работает в России с 2005 года. В 2021 году около 80% шин компании для легковых автомобилей было произведено в России, а бизнес-направление «Россия и Азия» обеспечило около 20% чистых продаж Nokian Tyres.
Выход из России существенно повлияет на финансовые результаты компании. Прекращение поставок шин из России отрицательно скажется на продажах, особенно в Центральной Европе, в ближайшие два-три года. Чтобы обеспечить поставки своей продукции, Nokian Tyres продолжает наращивать мощности своих заводов в Финляндии и США, а также инвестирует в проекты в Европе», – говорится в официальном заявлении компании.
То есть европейские и общемировые продажи компании надолго окажутся в пролёте, финансовое положение тоже. Потеря 80% производственных мощностей – это сильно, иные разорялись и при меньших цифрах ущерба. Тут стоит признать, что у Nokian Tyres неплохой запас прочности, хотя дело, судя по всему, и не только в этом.
В сделке много неясного. Почему именно «Татнефть»? Зачем ей огромный завод, объем производства которого российский рынок может и не переварить? В смысле, если продолжить делать те же самые «премиальные» (дорогие) шины. Почему в сделке фигурируют только материальные активы – здания, станки и т. д.?
По идее, актив России достался отличный. Проблема в том, что, не имея программного обеспечения для всего этого сложного оборудования, специального сырья, технологических карт изделий и т. д., «колёсики» не сварганить. Но в «Татнефти» ведь тоже сидят явно не дураки, и денег на ветер нам бросать никто не станет. Тем более таких. Значит, всё будет.
«Как нам сказало руководство, через некоторое время (какое – пока неясно) поставки с завода во Всеволожске возобновятся. Под другой маркой, но это будет похожая продукция. Подробности до нас не довели, да я и не уверен, что наши боссы сами их знают. По тому, в каком ценовом сегменте станет позиционироваться данная продукция, тоже нет ни малейшего понятия. Но, как мне кажется, она не должна быть такой дорогой», – рассказывает один из руководителей столичной шиноторговой компании.
Иными словами, всё больше похоже на создание некоего полуподпольного (для властей ЕС) совместного предприятия Nokian Tyres и «Татнефти». Тем более, что летом о чём-то подобном говорили в открытую.
«Менеджмент российской компании Nokian Tyres подготовил и представил совету директоров концерна предложение о будущем формате работы компании в России в автономном режиме. Мы верим, что принятие этого предложения позволит нам продолжить операционную деятельность в России. Совету директоров потребуется больше времени для принятия решения, российское подразделение рассчитывает, что оно будет принято в третьем квартале», – говорил в конце июня сего года глава российского подразделения Nokian Tyres Андрей Пантюхов.
Сейчас некое решение принято. На первый взгляд странное, но это для непосвящённых. Не иначе финны решили действовать по известному американскому принципу «ничего личного, просто бизнес». В принципе, очень даже разумно. И вышеозначенное бизнес-направление «Россия и Азия» продолжит работу. Прежде всего снабжая российский рынок хорошими шинами.
А таковые нужны. Как говорится в известном сериале, зима близко. Народ уже вовсю ломанулся за зимними шинами и многие впали в полный ступор. Это если выражаться цензурно.
В размерности 195/65/R15 финская Hakkapeliitta 10, которая ещё осталась на прилавках, точно не вариант – 10 тысяч рублей за колёсико, что как-то совсем за гранью добра и зла. На другом полюсе ценообразования отечественная «Кама», тут всего 3000 рублей за штучку. Но модели 505 и Alga имеют ряд «особенностей», которые не раз отмечали профессионалы в ходе сравнительных тестов, их несложно найти в интернете. Да и качество, увы, тоже порой хромает.
«Если уж решили её купить, то собирайте колёса прямо там, на месте, у продавца. Чтобы потом не доказывать, что вы не верблюд. Брак сразу поменяют, а таковой у них бывает», – объясняет шиномонтажник Константин.
В размерности 205/55/R16 финская Hakkapeliitta 10 стоит уже около 15 тысяч рублей – рыдаем и плачем, плачем и рыдаем. Отечественная Tunga Nordway 2 (концерн «Сибур») обойдётся примерно в 4000 рублей, народ, в принципе, вроде доволен, отзывы средние, но ровные. Да, и её как-то разгромил журнал «За рулём», но если особо не гонять, то, в принципе, сойдёт. Нареканий на качество тут на удивление меньше.
Около 6000 рублей за колесо – столько придётся отдать, если вы желаете купить «популярную» фирменную покрышку размерности 195/65/R15. К примеру, Gislaved Nord Frost 200 или Yokohama Ice Guard IG55. Есть и иные варианты, дефицита нет. Пока нет.
Обладателям 16-х колёсных дисков, как всегда, придётся раскошелиться посильней, примерно по 7000 рублей за шину 205/55/R16. Модели примерно те же, с поставками также пока проблем нет. Да, недёшево, но и вышеозначенная отечественная продукция вроде как не даром.
Учитывая поднявшийся ажиотаж вокруг продукции Nokian Tyres и рост цен на неё, с предложениями по той же Hakkapeliitta всё отлично. Она лежит и не никто не берёт, в наличии все типоразмеры кроме совсем уж редких. А так приходи, рыдай и плати.
В целом же с покупкой зимней резины стоит поторопиться.
«В среднем стоимость комплекта резины сейчас составляет 20 тысяч рублей, что на 5000 рублей дороже, чем в сентябре 2021 года, но на тысячу дешевле, чем весной этого года. Однако сезон по замене автомобильных шин только начался, и есть основания полагать, что мы увидим дальнейший рост цен. Дефицита резины не будет, но могут быть сложности с поиском непопулярных размеров по приемлемой цене», – считает аналитик портала Drom.ru Алексей Гришин.
Исходя их этих цифр несложно понять, что рост стоимости импортных брендованных шин способствовал переориентации потребителей на отечественную продукцию. Но не только, с ней очень сильно конкурируют покрышки из КНР, которые уже дают бой и именитым маркам. Но в основном от безденежья народ покупает что подешевле.
Неприятно то, что большая часть российских моделей резины отнюдь не новая, покрышки разработаны десять лет назад и более того. Тогда как китайцы постоянно радуют российских потребителей «свежими» шинами, их качество растёт, ассортимент тоже. И если не начать действовать, конкурентная борьба будет проиграна. Хочется надеяться, что ставший российским предприятием завод Nokian Tyres будет способствовать победе «наших».