Войти в почту

Лайнер МС-21 станет полностью российским в 2024 году

Все работы по замещению импортных компонентов в российском лайнере МС-21 будут завершены в 2024 году, а сертификация отечественного двигателя ПД-14 для среднемагистрального пассажирского самолета намечена уже на следующий год. Об этом замглавы Минпромторга Олег Бочаров сообщил 20 октября в Совете Федерации на круглом столе, посвященном вопросам развития региональных и местных перевозок.

Лайнер МС-21 станет полностью российским в 2024 году
© Парламентская газета

На своем крыле и двигателе

Еще в 2018 году своими санкциями США перекрыли поставки материалов для удлиненного композитного крыла самолета МС-21 (оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона), но Объединенная авиастроительная корпорация и «Ростех» нашли решение — крыло было полностью импортозамещено. Параллельно «Пермские моторы» начали вести работу по двигателю, напомнил замминистра. Именно эта оперативно проделанная работа и позволяет сегодня замещать иностранные двигатели, заверил Бочаров. По его словам, двигатель ПД-14 должен быть сертифицирован уже в 2023 году, а в 2024-м установлен на самолет, «который пройдет испытание как цельная система».

Но так как в самолете были использованы иностранные системы в соответствии с контрактами 2004-2008 годов, Минпромторг планирует ускоренно заменить и их до конца 2024 года, после чего «самолет получит полную сертификацию в обязательном порядке», уточнил замминистра.

«Параллельно с этим организуется выпуск серийной продукции и техперевооружение предприятий. Сейчас главная задача — максимально нарастить выпуск двигателей», — сказал Бочаров.

Ранее сообщалось, что на программу импортозамещения авиатехники, в том числе МС-21, в проекте бюджета на следующие три года предусмотрено 700 миллиардов рублей. Об этом заявил первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков на заседании Комитета Госдумы по промышленности и торговле 7 октября. 

По мнению ведущего российского эксперта в авиаотрасли Николая Никифорова, серийное производство линейки отечественных самолетов будет запущено ориентировочно в 2024-2025 годах. Об этом он сказал в пресс-центре «Парламентской газеты». «Есть тенденция к тому, что все-таки количество эксплуатируемых иностранных бортов будет уменьшаться. И нужно сделать так, чтобы компенсировать их уход, и эта тенденция достаточно хорошая», — сказал эксперт, добавив, что «Аэрофлот» планирует заказать 323 российских самолета, включая 73 Sukhoi Superjet, 210 МС-21 и 40 Ту-214.

Никифоров считает, что 2025-2026 годы могут стать переломными, когда производство отечественной авиатехники начнет набирать обороты.

Один на всех, зато большой

Сейчас в России летают около 300 Ан-2, выпуск которых начался в далеком 1947 году. Машины надежные, но морально и физически уже устарели, поэтому было принято решение заменить их на более современные летательные аппараты. Как пояснил Олег Бочаров, в общей сложности Минпромторг планирует построить для регионов 295 самолетов ЛМС-901 «Байкал».

«Это по базовой версии. Самолет будет как трансформер и в процессе эксплуатации его можно будет дооснащать в рамках технических служб авиакомпаний», — уточнил замминистра. Он добавил, что в настоящее время Минтранс уже сформировал заказ на 105 самолетов для Дальнего Востока. Кроме того, уже планирует закупить аэропланы и Красноярский край.

«Байкал» будет выпускаться на 100 процентов из российских компонентов, в том числе с отечественным двигателем ВК-800, модификации которого планируют устанавливать и на чешский Л-410, который работает сегодня на внутренних линиях.

Бочаров назвал «Байкал» уникальным самолетом, так как на нем будет применена инновационная парашютная система, позволяющая спасти жизни пассажиров при аварии. Для того чтобы привести систему в действие, пилот должен будет остановить двигатель и «отстрелить» расположенный в фюзеляже большой парашют. Самолет перейдет в снижение с его помощью.

По словам Николая Никифорова, серийное производство многоцелевого «Байкала» планируется запустить в 2024 году. Также, по его словам, будет восстанавливаться производство Л-410 уже в российском исполнении, а на заводе в Самаре запустят выпуск 44-местного самолета ТВРС-44 «Ладога».