Азовское море получает статус внутреннего
Азовское море стало исключительно внутренним морем России, заявил депутат Госдумы от Крыма Михаил Шеремет. Статус моря изменился после вхождения в состав России 30 сентября ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Помимо вышеперечисленных регионов, к Азовскому морю имеют выход Ростовская область, Краснодарский край и республика Крым.
По словам депутата, изменение статуса моря навсегда положит конец планам Киева устроить провокации в азовском регионе, а НАТО – разместить там свою военно-морскую базу.
«Россия возвращает себе то, что некогда исторически принадлежало ей по праву», – подчеркнул он.
Похожее заявление сделал также глава крымского парламента Владимир Константинов. «Это серьезное стратегическое решение для России. Это и безопасность, и торговые пути, и курортная сфера, и рыбное хозяйство», – сказал он. По его словам, также важным грузовым пунктом станет порт Мариуполя. После присоединения к России новых территорий грузовое сообщение должно восстановиться в полной мере.
Стоит отметить, что де-факто это уже произошло полгода назад. Так что уже сегодня можно подводить некие итоги и делать выводы. Просто теперь это закрепилось де-юре. Хотя все равно никто не признает.
– Первые российские сухогрузы пришли в порты Мариуполя и Бердянска уже в конце мая – после того, как военные разминировали акваторию и их территории, – напоминает журналист, секретарь комитета Крымского регионального отделения ОКП Сергей Кулик.
– Из Мариуполя, например, в Азовском море в направлении Керченского пролива открыли коридор протяженностью 115 миль и шириной 2 мили. Суда принимают на борт груз металлопроката из ДНР, а в середине сентября в мариупольский порт из Севастополя пришла баржа со строительными материалами, необходимыми для возведения девятиэтажки. Для восстановления Донбасса планируется организовать большой грузопоток по стройматериалам, и, насколько знаю, крымские компании уже заключили соответствующий контракт. Правда, о полноценной работе этих портов пока говорить рано – по оценке председателя правительства ДНР Виталия Хоценко, это произойдет в будущем году.
«СП:» – Насколько это повлияет на безопасность региона? Пока Украина контролировала Бердянск, Мелитополь и Мариуполь, она реально угрожала?
– Когда приходится жить на одной лестничной клетке с обезумевшим соседом, от него всегда приходится ожидать неадекватных действий. Конечно, военно-морские силы Украины находились не в лучшем состоянии, однако Киев проводил его активную модернизацию. Летом прошлого года Владимир Зеленский официально объявил о принятии на вооружение берегового ракетного комплекса «Нептун», который, как он выразился, «позволит достойно противодействовать российской агрессии в акватории Черного и Азовского морей». Тогда же турки получили заказ на строительство украинского корвета, а тогдашний министр обороны Андрей Таран, ныне подвизающийся в должности украинского посла в Словении, заявил, что Киев при помощи англо-американских союзников получит собственный «москитный флот», состоящий из быстроходных и маневренных малых боевых кораблей – с современными противокорабельными ракетами и средствами радиоэлектронной борьбы. Украинские военные эксперты тогда много хвастались в эфирах многочисленных ток-шоу о «москитном флоте», который поможет «освободить» Крым и его тактике «волчьей стаи», когда группа из небольших артиллерийских и ракетных катеров быстро подходит к кораблям противника, наносит им неожиданный удар и уходит. Специальная военная операция нарушила их планы.
«СП:» – Принято считать, что НАТО хотела там свою базу построить. Так ли это? Чем она угрожала бы нам?
– Формально базы строились не для НАТО, а для Украины, хотя нет никакого сомнения в том, что там сразу бы появились военные из Североатлантического альянса. Действительно, в ноябре 2020 года Государственная пограничная служба Украины презентовала строительство по натовским стандартам военных баз в Мариупольском отряде морской охраны – в Бердянске и Мариуполе. Проект на сумму 4 миллиона долларов финансировался правительством США через программу по экспортному контролю и безопасности границ. На презентации, кстати, присутствовал советник американского посольства по морским вопросам Кевин Келлер, который, делая в своей речи упор на необходимости противостояния «российской агрессии», подчеркнул тогда: «морская безопасность Украины – это неотъемлемая часть морской безопасности мира». Понятно, что, когда США причитают о «безопасности мира», они подразумевают защиту своих интересов, а не безопасность какой-нибудь Гренады или Намибии. Военно-морская база, даже если она скрывается за пограничной вывеской, – это в первую очередь контроль акватории Азовского моря, в том числе и территориальных вод России. А учитывая, что некоторые умалишенные в Верховной Раде время от времени призывали к высадке морского десанта на «украинскую Кубань», то, разумеется, такое соседство для России являлось нежелательным. Особенно учитывая нездоровый интерес к этим базам американцев, которые никогда не были замечены в бескорыстии.
«СП:» – Но ведь никто не признает? Получается, что корабли НАТО могут попытаться зайти в Азовское море, утверждая, что получили разрешение Украины.
– Сомневаюсь. они поостерегутся это сделать. Во-первых, Азовское море мелководное, его глубина не превышает тринадцати метров, поэтому судам большого и среднего водоизмещения туда путь заказан – есть риск сесть на мель. Во-вторых, без знания береговой обстановки и местного фарватера через Керченский пролив невозможно пройти. Вспомним, как четыре года назад, когда два старых «корыта» ВМСУ – поисково-спасательное судно «Донбасс» и морской буксир «Корец» перебазировались в Мариуполь, украинские моряки воспользовались, как это и принято, услугами российского лоцмана. И даже заплатили за это. А в-третьих, после 2014 года корабли стран НАТО неоднократно бродили возле крымского побережья, но в территориальные воды, несмотря на то, что их страны не признали российский статус полуострова, все же опасаются входить. Потому что прекрасно понимают: можно получить по зубам. Дабы самим не рисковать, они подзуживают на совершение провокаций тех, кого не жалко – как это было ранним утром 25 ноября 2018 года, когда два военных катера ВМС Украины «Никополь» и «Бердянск», а также буксир «Яны Капу» зашли в территориальные воды РФ и двигались к Керченскому проливу, не реагируя на требования российских пограничников остановиться. Итог мы все помним...
«СП:» – С какими проблемами мы можем столкнуться? Введут санкции против побывавших там судов?
– Вряд ли капитанов барж и сухогрузов, осуществляющих внутреннее каботажное плавание – то есть судов, курсирующих на небольшом отдалении от берега в ограниченном районе Азово-Черноморского бассейна, можно испугать международными санкциями. Бороздить волны Атлантики плоскодонные баржи как-то не приучены, а риск захвата их украинским военно-морским флотом сведен к минимуму. К тому же уже не важно, зайдет судно из Новороссийска или Севастополя в Мариуполь или не зайдет – оно уже априори виновато, поскольку является российским судном: в марте Запад скопом ввел санкции против всего российского морского судоходства, которые превратились в настоящую морскую блокаду России. Нашим судовладельцам, например, перестали продавать навигационные обновления, а, по словам главного редактора интернет-портала «Морской бюллетень» Михаила Войтенко, «по действующим международным правилам, судно, на котором не обновляются электронные карты, считается не мореходным и может быть задержано».
– Азовское море – это главные международные ворота Каспия, – поясняет историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
– То, что оно стало внутренним морем России делает не только безопасным морской путь в страны Каспийского бассейна, но также ставит крест на возможности различных военных и политических авантюр США и её сателлитов, прежде всего – Украины.
От того, что Азовское море получило статус внутреннего, его военная роль не уменьшается. Достаточно вспомнить что до 1917 года второй по значимости военно-морской базой на территории Таврии после Севастополя был Бердянск: именно этот город позволяет контролировать подходы к устью Дона. Если смотреть на водное зеркало, то естественными границами Таганрогского залива становятся косы Догая на юге и Белосарайская – на севере. А вот если посмотреть на рельеф дна, то можно увидеть, как от косы Долгой к косе Бердянской тянется огромная отмель, погубившая в своё время не одну вражескую эскадру.
Также известно, что в те времена, когда статус акватории Азовского моря требовал окончательного урегулирования, страны Запада не раз выдвигали идею о предоставлении Волго-Донскому транспортному коридору статуса международного. Представьте себе, если бы сам канал, а также низовья Дона и Волги, которые он соединяет, получили статус международных вод! Ведь в этом случае наши геополитические противники получали возможность контролировать, если не всю логистику на Юге России, то значительную её часть.