Войти в почту

История автомобилей «Ситроен» началась на Юрьевской улице

В 1912 году на Юрьевской улице открылся завод по производству шевронных колёс акционерного общества «Шестерня Цитроэнъ». Инициатором открытия такого производства стал французский промышленник Андре Ситроен — основатель всемирно известного автомобилестроительного гиганта. Шестерёнками Ситроена оснащали паровозы и пароходы В 1912 году российско-французская компания начала производить шевронные колёса с особыми V-образными зубцами, дававшими очень прочное соединение. Промышленную окраину Москвы Лефортово выбрали из-за удобного расположения рядом с железнодорожной станцией Сортировочная. Как рассказали в Музее Москвы, основатели завода «Шестерня Цитроэнъ» выкупили Семёновский сталелитейный завод и переоборудовали его цеха. Одним из первых крупных заказчиков был Коломенский машиностроительный завод. К началу ХХ века он выпускал 150 паровозов и 160 пассажирских вагонов. Большинство механизмов оснащали надёжными и прочными шестерёнками Ситроена. Собственно, поэтому талантливый инженер и состоятельный промышленник решил производить их в России. И выбрал Лефортово, от которого до Коломны было менее двух часов езды по железной дороге. Французская деталь по российскому патенту Форма косых зубьев шестерёнок Ситроена увековечена на логотипе французского автоконцерна. А история этого изобретения связана с Россией. В начале 1900-х юный Андре навещал своих родных в польском городе Лодзь — центре текстильной промышленности. И на задворках одной из фабрик обнаружил шестерёнки необычной формы. Ситроен немедленно запатентовал обычную на первый взгляд деталь. А так как Польша тогда входила в состав Российской империи, то предприимчивый француз стал обладателем российского свидетельства. Шрапнель для российской армии После революции завод Ситроена в Лефортове национализировали. Известно, что после 1917 года в цехах на Юрьевской улице изготавливали рессоры для знаменитых тачанок Будённого. По информации путеводителя Центрального архива Москвы, вплоть до 1960-х годов завод носил имя легендарного полководца. Кстати, Ситроен внёс весомый вклад не только в транспортную отрасль дореволюционной России, но и в оборонную промышленность. Кроме крупного завода в Лефортове, с Россией его связала ещё одна «стройка века». В 1915 году, уже во время Первой мировой, Ситроен построил на Елисейских полях завод по производству шрапнельных снарядов для России. С предложением о строительстве завода он обращался к российскому военному атташе Алексею Игнатьеву, который занимался размещением военных заказов во Франции. Беседу с Ситроеном Игнатьев описал в своих мемуарах. «Это законтрактованная мною земля… — говорил ему промышленник. — Главная площадь занята огородами с цветной капустой, прикрытой по случаю зимнего времени стеклянными колпаками. Всё это находится в двух шагах от Эйфелевой башни и никем не используется». Ситроен обещал построить на месте огородных грядок военный завод по последнему слову техники ровно за четыре месяца. И, получив аванс, в точности выполнил обещание.