МОСКВА, 30 августа. /ТАСС/. Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина во вторник открывает для посетителей первую часть выставочного проекта "Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие" о сенсорных ощущениях в художественном процессе. Работы Пабло Пикассо, Рембрандта ван Рейна, Клода Лоррена и других представлены в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков музея.
"Мы постарались всмотреться в то, как развивались практики изучения разных чувств и способов восприятия искусства. И так получилось, что эта выставка заодно стала первой экспозицией в Пушкинском [музее], которая затрагивает некую репрезентацию незрячести в разных эпохах и культурах", - сказала куратор выставки, начальник отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина Евгения Киселева-Аффлербах на презентации выставки в понедельник.
В экспозицию вошли произведения живописи, графики, скульптуры и мелкой пластики, керамические объекты и кабинетные витражи из коллекции Пушкинского музея, а также российских и зарубежных частных собраний. В музее рассказали, что многие экспонаты редко покидают хранение, а некоторые публика увидит впервые.
Выставка разделена на две части. Первый раздел раскрывает тему ослепления: здесь представлены образы библейских и мифологических слепцов, среди которых "Самсон" Альбрехта Альтдорфера, "Слепой Товит" Рембрандта ван Рейна, "Гомер и муза Сапфо" Ангелики Кауфман. Этому посвящены и графические листы из Библии Лютера XVI века, и немецкий кабинетный витраж XIX века. Развитие темы ослепления в искусстве XX века демонстрирует, например, картина "Слепой еврей с мальчиком" Пабло Пикассо. Второй раздел выставки позволяет сфокусироваться на собственных зрительных ощущениях и сопоставить их с телесным, звуковым и тактильным восприятием. Специально для проекта Пушкинского музея японский художник Нисимура Ехэй создал керамические объекты, предназначенные для осязательного восприятия.
Выставку будет сопровождать образовательная программа, включающая лекции, дискуссии, ольфакторные мастер-классы и телесно-ориентированную медиацию. В проекте приняли участие Музей современного искусства "Гараж", столичная галерея ILONA-K artspace, коллекции Ехэя (Токио), Бориса Фридмана (Москва) и другие частные коллекции России, Европы и США. Ознакомиться с экспозицией можно будет до 13 ноября.
Предыстория и перспектива
Первоначально выставка готовилась к открытию 15 марта этого года. 5 марта директор Пушкинского музея Марина Лошак сообщила ТАСС о переносе выставки на неопределенный срок из-за того, что зарубежные художники не смогли предоставить музею предметы искусства для экспонирования. На тот момент к открытию выставки практически все было подготовлено и составлен каталог. Тогда директор музея уточнила, что выставка не отменяется и ГМИИ им. А. С. Пушкина будет ждать возможности представить ее публике.
"Котел алхимика" - так называлась работа немецкого художника Зигмара Польке, представленная на Венецианской биеннале 1986 года. Художник выполнил ее термокрасками на стене павильона Германии. Цвета, в которых была выполнена абстрактная композиция, менялись в зависимости от окружающих условий и количества зрителей в помещении. "Нам показалось, что эта работа - как раз очень удачная метафора для разговора о незрительном восприятии", - пояснила на презентации куратор выставки, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки ХIХ-ХХ веков Александра Данилова.
Она также выразила надежду, что за открывшейся экспозицией последует появление второй и, возможно, третьей частей проекта.