Войти в почту

Поисковики откроют авиамузей Курской битвы

В преддверии даты окончании Курской битвы мы побывали в гостях у тех, кто знает это сражение не понаслышке. Километры собственных дорог по полям боёв, тонны перерытой земли и годы постоянного поиска предметов, фактов и событий, чтобы уточнить, понять, не дать забыть ни одного момента, ни одного героя того великого сражения. Это обычная жизнь бойцов поискового отряда «Курган». И здесь нас ждала неожиданность. Привыкнув воспринимать эту битву как великое танковое сражение, мы были удивлены, что новый раздел поискового Музея Курской битвы будет авиационным. Однако в отряде думают, что элита войск Красной Армии заслуживает не меньшего внимания, чем танкисты и пехота. Поднимая самолёты и открывая судьбы лётчиков, они убедились, что каждый в этой битве был настоящим героем. И теперь им хочется поведать курянам, какой коллективный подвиг скрыт за тем фактом, что именно в ходе Курской битвы советская авиация перехватила превосходство над противником в небе. Битва на земле и в небе – Битва в небе была не менее грандиозной, чем само танковое сражение, – рассказывает командир поискового отряда «Курган» Алексей Сотников. – Интересно, что в сражении с обеих сторон участвовало около 12 тысяч танков и столько же самолётов. Однако технические характеристики немецких самолётов были значительно выше советских. Да и пилоты у них были гораздо опытнее. Минимальный налёт немецких лётчиков перед тем, как их допускали к боевым операциям, составлял 150 – 450 часов. Наши же бросались в бой уже после 6 – 10 часов налётов в небе. Именно так на Курской дуге начинали свой путь трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб, одержавший первую воздушную победу 6 июля 1943 года, и будущий космонавт Береговой на штурмовике «Ил-2». Здесь заново учился летать, но уже без обеих ног, лётчик-истребитель Алексей Маресьев («Ла-5») и снова открыл боевой счёт, сбив за два дня пять самолётов противника – герой будущей книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Однако сила духа и воля к победе у наших ребят оказалась выше. О.А. Сваталов в статье «В небе над Курской дугой» со слов лётчиков – участников той битвы описывает сражение в небе: «Внизу сплошное море огня, сполохи взрывов. Вспыхивают, как спичечные коробки, и чадят чёрным дымом горящие танки. В каждом подбитом танке – своя трагедия, свои убитые, искалеченные, сгорающие заживо. …В небе тоже тесно. Над полыхающей землёй проносятся штурмовики, повыше – истребители. Ещё выше идут «Пешки» («Пе-2») – наши славные пикирующие бомбардировщики. А в стороне – круговерть воздушного боя. Совсем близко подходят две девятки «Юнкерсов». У лётчиков-истребителей чешутся руки: атаковать бы их! Но свои «Илы» бросать нельзя: они пикируют на цель – артиллерийскую батарею крупного калибра. Вокруг штурмовиков небо усеяно ярко вспыхивающими облачками. Вдруг там, где был один из «Илов», возник огромный огненный шар – прямое попадание вражеского артиллерийского снаряда в бомбы. Ни самолёта, ни белых куполов парашюта, один страшный огонь! Остальные штурмовики сомкнулись, опять атакуют цель. Ещё один штурмовик, объятый пламенем, идёт к земле. Наш пилот не пытается спрыгнуть с парашютом, а направляет горящий самолёт на врага, и тот врезается в расположение батареи, от которой остаются только столбы огня и серые брызги земли. Задание ценой жизни лётчик выполнил». – За первую неделю Курской битвы с 5 по 11 июля, когда советская армия вела оборонительные бои, было сбито около 350 советских самолётов, – продолжает рассказ Алексей Сотников. – Фашистская армия за этот период потеряла 120 машин. Немецкое командование посчитало такие потери катастрофическими, и уже с 12 июля господство в небе для немецкой армии закончилось. Чтобы сберечь авиацию, её перебросили на Брянский фронт. Первый и раритетный Идея создания авиационного раздела в Музее Курской битвы поискового отряда «Курган» возникла не так давно. Несмотря на многолетний опыт поисковой работы – на поле Курской битвы отряд трудится уже 27лет – находить самолёты до последнего времени не приходилось. Да, самолётное железо не раз «пищало» под рамками металлоискателей, но это были обломки обшивки, разбросанные по земле при падении боевых машин на десятки метров. А чтобы достать из глубин земли сам самолёт, нужны иные технологии, приборы, техника и знания. Этому пришлось учиться. И вот два года назад был поднят первый самолёт… «На сегодняшний день на счету отряда – 25 поднятых самолётов, 22 лётчика, имена 17 из них установлены. Когда у нас появилось несколько двигателей, начали накапливаться какие-то экспонаты, личные вещи лётчиков, собрался достаточно хороший материал, поняли, что в нашу небольшую экспозицию в музее на третьем этаже это всё никак не вместить. К тому же ребята так загорелись идеей, что из найденных деталей сначала воссоздали радиостанцию истребителя, а потом замахнулись и на кабину самолёта «Як-1». Стали готовить отдельное помещение, где можно разместить такие большие экспонаты». Почему выбрали и стали собирать именно «Як-1», рассказал Александр Черных: «Для того, чтобы его увековечить, было несколько причин. Во-первых, это наш первый поднятый самолёт. Мы достали его из земли осенью 2020 года у подножия курганского леса в Поныровском районе. Во-вторых, он очень редкий. Довоенные образцы самолётов конструктора Яковлева были уничтожены немцами на аэродромах ещё в начале войны. Те, что остались, сильно проигрывали перед немецкими «Мессершмиттами» – слабое вооружение и небольшая скорость форсажа, да плюс фанерная обшивка корпуса делали эти самолёты очень уязвимыми в бою. А наш самолёт – везунчик, дожил до 43 года. Конечно, к этому времени его доработали, добавили вооружение. И всё же это очень редкая модель. В стране в музеях пока три таких самолёта, наш, возрождённый, будет четвёртым. Такую редкость очень хотелось подарить курянам, чтобы увидели, поняли, почувствовали энергию боя и увидели воочию, как воевали наши лётчики на таких машинах». Заглянув в кабину пилота, можно будет рассмотреть всё в том виде, как оно было тогда, когда самолёт шёл в последний бой. Всё здесь восстановленное и оригинальное. Два года Александр Черных в боксе рядом со своим домом ночами точил, пилил, варил, готовил самолёт к выставке… Только вот обшивку фюзеляжа пришлось сделать металлическую – фанеры, из которой она раньше изготавливалась, сегодня не сыскать. Да и сердце у машины «чужое». Поскольку мотор от первого «яка» не нашли, на него поставили мотор самолёта младшего лейтенанта Василия Колбасы, совершившего таран в бою с шестью немецкими «Юнкерсами». «Это идентичный мотор, но уже от «Як-1Б», более усовершенствованной модели. Хотелось, чтобы в нём присутствовал дух героизма и того подвига, который совершил лейтенант Василий Колбаса», – признался Александр. Лейтенант с редкой фамилией 22-летний пилот 176-го истребительно-авиационного полка 283 ИАД Василий Колбаса 8 июля 1943 года совершил таран. Это был третий день Курской битвы. Его боевые друзья впоследствии описали этот страшный бой. Выполняя боевое задание в районе станции Поныри, лётчик обнаружил шесть немецких бомбардировщиков «Ju-88» и вступил в неравный бой. Увеличив скорость, Василий ринулся наперерез флагману и с широкого полукруга зашёл в его заднюю полусферу. Сбив его огнём бортового оружия, лётчик тут же отвернул влево и набрал высоту. Пропустив под собой «Юнкерсы», он атаковал и сбил замыкающего. Немцы, сбросив бомбы, стали собираться вместе для огневого взаимодействия. Один из них не успел встать в строй и тут же был атакован и сбит советским лётчиком. После этого Колбаса снова пошёл в атаку на бомбардировщики с задней полусферы, но был встречен плотным огнём. Его истребитель загорелся, но Василий не свернул с курса. На горящем самолёте он пронёсся мимо ведомых и врезался в ведущего. Оба самолёта упали на землю. Василий Колбаса был призван в ряды Красной армии в 1939 году из колхоза имени Сталина Нагутского района Ставропольского края. Его самолёт «Як-1Б» был обнаружен поисковиками в сентябре прошлого года. Этой весной для лётчика закончилась война, он вернулся на родину, где с почестями был похоронен. Поднять полк, чтобы найти дедов Особое место в этом разделе займёт история 34-го бомбардировочного Ташкентского авиационного полка. В мае 1943 года он был перебазирован под деревню Ржава Фатежского района. Пикирующие бомбардировщики «Пе-2», на которых летал полк, стали непосредственными участниками Курского сражения. Полк за свой героический путь впоследствии станет Краснознамённым, орденов Суворова и Кутузова. И его историю восстановили не поисковики. Внучки лётчиков Ольга Назарова и Мария Шестёркина, чтобы найти своих дедов – штурмана Константина Журбаева и стрелка-радиста Василия Шестёркина, летавших на одном самолёте под началом капитана Глазунова, «поднимут» целый полк, соберут воспоминания, фотографии, свидетельства, архивные документы. Они объединят потомков лётчиков в социальных сетях. И, уже зная, где приблизительно погибли их деды, будут ждать, когда же наконец поисковики поднимут «их» самолёт. Позже они признались, что ждали в мае 2020, а «Курган» нашёл его только в сентябре. Это они рассказали поисковикам, что нашли родных техника их самолёта, который, вернувшись с войны, сказал жене Марье Андреевне: «Самолёт ушёл в облака, и больше на аэродром не вернулся». В таких случаях в отчётных документах писали: «Состояние экипажа неизвестно. Состояние самолёта неизвестно», а в извещении родственникам – «…считать пропавшим без вести». Самолёт капитана Глазунова был сбит зенитной артиллерией противника. Поисковики вернули экипаж из безвестности. В Курск на захоронение пилотов приезжали не только их родные, но и родные их однополчан. Теперь Музей поискового отряда «Курган» обладает целым архивом фотографий, документов и даже личных вещей, которые подарили поисковикам потомки лётчиков 34-го бомбардировочного Ташкентского авиационного полка. А ещё есть песня о лётчиках, сочинённая местным бардом Игорем Бредихиным специально для этой встречи и посвящённая дочери Константина Журбаева. Наверняка она будет звучать для посетителей этого раздела музея. «Мы вас не бросили» «Люди, не верьте фашистам! Мы вас не бросили, мы рядом. Скоро освободим!» – такими были последние слова стрелка-радиста Эммануила Школьникова. С такими мыслями об освобождении находящейся в оккупации Курской области и её жителей сражались ребята самолёта «Пе-2» из 15-й дальнеразведывательной эскадрильи. 28 октября 1942 года экипаж вылетел фотографировать немецкий аэродром в г. Курске. На обратном пути он был сбит немецкими истребителями. Через 78 лет бойцы отряда «Курган» подняли их самолёт. Начались поиски родных и восстановление их истории. Командир экипажа сержант Остапчик Иван Артемьевич родился в Иркутской области. Там и сегодня проживают его родные. Они верили и ждали, что он обязательно вернётся из рядов без вести пропавших. «Я обзвонил всех родственников, буквально всех! Вы не представляете, какая эта радость… Потому что эта неизвестность, она всех мучила. И все говорили: «Найдётся он, всё равно найдётся рано или поздно! Вот прошло 78 лет, и он нашёлся», – не скрывал эмоций племянник пилота, военный пенсионер Николай Абраменко. На родине героя о нём помнят. Его имя увековечено на мемориальных досках в его родном селе Тургеневке и в Иркутском педучилище, где учился Иван Остапчик. Родители получили в декабре 1942 г. извещение за №216/6: «28 октября Ваш сын Остапчик Иван Артемьевич не вернулся с боевого задания, пропал без вести» и долгое время пытались узнать о его судьбе, обращаясь в разные инстанции с вопросом, где и при каких обстоятельствах погиб наш сын. Вразумительного ответа они не получили. В многодетной семье героя, где он был восьмым ребёнком, его никогда не забывали. После смерти родителей на сельском кладбище с. Тургеневки рядом с могилами родителей Ивана – Артемия Андреевича и Степаниды Ануфриевны младший брат лётчика Алексей установил ещё один памятник, где увековечил имя их сына Ивана Артемьевича Остапчика. Учитель-художник изобразил на нём силуэт брата и самолёт, на котором тот воевал. Помнило об Иване Остапчике и ещё одно сердце. За две недели до своей гибели 20-летний командир экипажа прислал родителям письмо: «Дорогие родители, встретился я с хорошенькой девушкой, моложе меня на два года, я её люблю, как быть? Прошу Вашего совета». Отец и мать посоветовали воздержаться от серьёзных отношений до конца войны и не терять друг друга из вида. Но этот совет Ивану уже не понадобился. А «хорошенькая девушка» Валя Руднева из Курска, служившая в соседней эскадрилье, не потеряет из вида родителей любимого и будет долго писать им письма. В одном из них она скажет: «Ваш сын ежедневно ходил на задания по 2 – 3 раза в день в сторону Курска… Ваня был мужественный смелый лётчик». Военные документы говорят о том, что экипаж самолёта в составе Остапчика – Степанова – Школьникова совершил 17 боевых успешных вылетов на разведку в г. Курск. В кишащий немцами город с хорошей противовоздушной обороной. В условиях превосходящего господства в небе фашистской авиации. С огромным риском для жизни они добывали и передавали по радио сведения о скоплении эшелонов на железнодорожной станции, о количестве самолётов на немецком аэродроме и т. д. Немцы не могли быть спокойными в городе, освобождение которого приближали такие бесстрашные 20-летние ребята. Куряне во многом обязаны им за освобождение Курска, которое произошло через три месяца после их гибели, в феврале 1943 года. И таких историй о найденных поисковиками самолётах и их экипажах – около двух десятков. В музее будет что рассказать посетителям. Бессмертный авиаполк Однажды на одном из сборов поискового отряда кто-то произнёс: «Ребята, а ведь мы подняли целый авиаполк!». Так и появилась идея Бессмертного авиаполка, а в этом году она осуществилась. Бойцы ПО «Курган» 9 Мая прошли в Бессмертном полку с портретами поднятых ими лётчиков. А ведь работы поисковики продолжают. – У нас есть планы поднять 100 самолётов, – улыбается Алексей Сотников. – Это пять авиаполков. Да и с авиационной экспозицией всё только начинается, работы много. Найти и поднять самолёт, как оказалось, не самая сложная задача. Гораздо тяжелее разобрать груды искорёженных осколков и проржавевших в земле деталей самолётов, очистить от многолетней грязи, тщательно перетереть каждую деталь, чтобы найти номера двигателей. А потом установить экипаж, найти по возможности родных, достойно похоронить и увековечить имена погибших. А ещё постараться, чтобы о героях помнили. Для этого и создавали собственный музей. Какая из этих задач вам кажется самой сложной? А поисковики справляются. Не за награды и почести. Без прибыли, за свой счёт. Выкраивая время для поисков и работ в плотном расписании своей жизни. У них своя война – с ускользающей памятью. Помнить и не дать забыть другим, чтобы мы гордились тем, за что погибали наши предки – родной землёй, её героическим народом, красным знаменем Победы.

Поисковики откроют авиамузей Курской битвы
© Курские известия