ЕС, возможно, возобновит в РФ поставки запчастей к самолетам европейского производства

Евросоюз смягчит ограничения в области гражданской авиации для России. Это предусмотрено седьмым пакетом санкций. В частности, отменяются запреты на поставку отдельных товаров и услуг для отрасли. Конкретный перечень того, что теперь разрешено, пока не опубликован.

ЕС, возможно, возобновит в РФ поставки запчастей к самолетам европейского производства
© BFM.RU

Пока не опубликованы официальные документы нового пакета санкций, приходится руководствоваться кратким сообщением Совета ЕС. И в нем говорится, что «техническое взаимодействие с Россией по авиационным товарам и услугам будет разрешено в той мере, в которой это требуется для соблюдения стандартов безопасности, установленных Международной организацией гражданской авиации». Формулировка весьма расплывчатая. Но внушает определенный оптимизм, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Говорить о том, что сейчас откроется окно и к нам напрямую пойдут запчасти, еще рано. Но есть некие предпосылки к тому, что так может произойти. Дело в том, что эта отсылка на выполнение международных обязательств — это все красивые слова для прикрытия главной цели всех этих послаблений. За этим всем стоят интересы европейских компаний, которые сейчас из-за введенных ими же санкций несут колоссальные потери. Поэтому они крайне заинтересованы в том, чтобы как-то повернуть свои же собственные санкции, — не пилить сук, на котором они сидят. Вернее, уже подпилили его или распилили — я не знаю, но теперь опять хочется влезть на это дерево».

Но непонятно, о каких именно запчастях и расходных материалах к самолетам европейского производства идет речь. Если это, допустим, резина для колес или тормозная жидкость — это одно. И совсем другое дело, когда речь идет о сложных деталях и механизмах.

Когда в начале весны ЕС ввел полный запрет на все, что связано с гражданской авиацией в России, говорили, что спасет параллельный импорт. И даже высказывались предположения, что Китай с этим поможет. Но далеко не все можно ввезти в Россию без согласия компании-производителя — в данном случае это европейский концерн Airbus. Продолжает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:

Борис Рыбак генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» «Главная проблема заключается в квалифицированном обслуживании критически важных систем. Это двигатели, вспомогательно-силовая установка и вся радиоэлектроника. Что вы будете делать, когда у вас отказал, допустим, компьютер системы самолетовождения — их на гражданском самолете четыре штуки стоят. Эту запчасть обслужить можно только за границей. У нас и в нормальные времена никто их здесь не обслуживал, потому что нет таких компетенций. Или двигатель: ему даже необязательно ломаться, просто пришел срок сервисного обслуживания. Все двигатели вывозились за границу и там ремонтировались. Поэтому эти разговоры — про параллельно, перпендикулярно — ведут люди, которые просто не понимают, о чем идет речь».

Даже если официальные поставки запчастей к Airbus и их обслуживание будут восстановлены, остается еще американский Boeing, который тоже прекратил все отношения с Россией. А его самолетов тоже хватает в парке российских авиакомпаний. С другой стороны, после ввода западных санкций против российской гражданской авиации прошло уже несколько месяцев. Но самолеты в России летают, и никаких серьезных авиапроисшествий за эти месяцы не было.