Войти в почту

«Авиатрисы» посетили XVI Слет любителей авиации «Открытое небо»

В Уфе на аэродроме Первушино прошел XVI Слет любителей авиации «Открытое небо», который в этом году был посвящен 100-летнему юбилею со дня рождения летчика Мусы Гареева.

Его юбилей отмечался 9 июля, в день, когда на аэродроме был устроен большой авиационный праздник для всех желающих, а днем ранее, 8 июля, здесь же авиаторы, большинство из которых относится к пилотам АОН, авиации общего назначения, обсуждали свои актуальные проблемы и вопросы развития этой отрасли авиации.

Прибыли на слет и участницы Союза женщин летных специальностей «Авиатриса», в ходе мероприятия представительницы союза пообщались со многими участниками слета и обсудили ряд вопросов, в том числе касающихся и вовлечения современных девушек и женщин в авиацию.

Не секрет, что женщин в небе меньше, чем мужчин – но они есть и хотят летать не меньше, чем сильная половина человечества. Не только хотят, но и могут, примеров тому немало и в современной истории авиации, и в достойных примерах прошлого – женщины-летчицы Второй мировой войны стали настоящими легендами. Одна из таких живых легенд, Галина Павловна Брок-Бельцова, и сама состоит в «Авиатрисе».

На слете в Первушино в небо поднимался самолет По-2 – именно на таких в годы войны летали многие женщины-летчицы.

Но сейчас прием девушек в летные военные училища закрыт. Недавний эксперимент, когда набор девушек на курсантов-военлетов был разрешен, снова прекратили, и поступать на военных летчиков могут только мужчины. Этот вопрос многократно обсуждался в Союзе женщин летных специальностей «Авиатриса», а его участницы подписывали петицию с просьбой вернуть набор женщин-военных летчиков. Ведь и сейчас еще в составе ВКС есть женщины-летчицы, которые обучались еще во времена СССР, а за их плечами есть и успешные боевые вылеты, и рекордные перелеты, о которых мы уже писали. Так, например, полковник ВКС Галина Петровна Кошкина-Скробова, которая сейчас служит на аэродроме Чкаловский, в прошлом была участницей рекордного перелета на вертолетах Москва-Майами. Кстати, переучивали на новый тип женский экипаж летчики именитой пилотажной группы «Беркуты».

Обсуждения в рамках слета так или иначе не раз касались этой темы, и практически все действующие летчики, с которыми удалось поговорить участницам союза «Авиатриса», сошлись во мнении, что девушки, конечно же, могут летать не хуже мужчин – да и на самом слете было немало женщин-пилотов АОН, а уж в спортивном пилотаже мир не знает равных Светлане Владимировне Капаниной.

Сложно охватить все возможные причины, которые могли привести к прекращению набора женщин в военные летчики сейчас, но можно совершенно точно сказать – авиация общего назначения, АОН, особенно при участии государства, могла бы быть той ступенькой, которая позволила бы привести возможные риски в случае поступления женщин на военные летные специальности к минимуму. Получив возможность обучиться базовым навыкам пилотирования еще до поступления, девушки смогли бы понять, готовы ли они в самом деле летать или их юношеская любовь к небу – это романтическое увлечение, которое может навсегда оставаться с ними, но свою жизненную дорогу лучше выбирать на земле. Дело в том, что без подготовки сесть в самолет действительно непросто, а в силу воспитания многие девушки еще и не имеют знаний в области техники и технических наук, которые необходимы для полетов. Но примеры сотен женщин-летчиц говорят о том, что освоить эти знания и навыки при желании вполне можно. Именно аэродромы АОН могли бы стать серьезной стартовой площадкой и своего рода «фильтром», если бы желающие поступать на военные летные специальности девушки получили возможность пройти обучение базовым навыкам пилотажа на таких аэродромах не на коммерческой основе, а за счет государственного финансирования. К сожалению, стоимость таких полетов и обучения за свой счет большинству не по карману, из-за чего нередко и те, кто мог бы стать прекрасными летчицами, чьи имена могли бы быть вписаны в историю наравне с нашими именитыми героинями прошлого и настоящего, просто не имеют возможности пройти базовое обучение, сталкиваясь с «финансовым фильтром».

Аэродромный комплекс Первушино и работа на нем его руководителя Сергея Минигулова является примером того, что государственная поддержка может многое дать в области авиации общего назначения – помощь от властей Республики Башкортостан в организации праздников на аэродроме, в поддержке перелетов и организации авиационных праздников очень велика, и это дает возможность не только вовлекать в авиацию, значение которой для нашей страны огромно, молодежь, но и хранить память о героях нашего прошлого, способствовать патриотическому воспитанию молодежи и развитию патриотизма у взрослых.

Опыт этой работы и готовность многих летчиков авиации общего назначения обучать девушек полетам – а взяться за это готов практически каждый пилот, будь то вертолетчик или самолетчик, в будущем могли бы снова вернуть в российское небо женщин не только в качестве частных пилотов. Не только военная авиация, но и спортивная тоже требует подготовки и вложений – которых, увы, в настоящее время не хватает на то, чтобы полноценно обучать новое поколение женщин-авиаторов.

Можно надеяться, что установившиеся за слет контакты в будущем помогут решить ряд таких вопросов, и, возможно, скоро в нашей стране станет больших молодых пилотесс – и спортсменок, и военных летчиц, и, конечно, тех, кто летает в других отраслях – от пилотирования вертолетов санитарной авиации до организации внутренних туристических полетов, о которых как о большом потенциале АОН говорили на слете.

P.S. На фото — борта участников и участниц слета, которые собрались на него со всей России.

Фото Юлия Силина