Корабли-призраки: 70 иностранных судов на Украине боятся нарваться на минные поля
Киевские власти блокируют выход в открытое море 70 зарубежных судов из 16 стран, сообщил начальник Национального центра управления обороной РФ Михаил Мизинцев на брифинге.
По его словам, созданные официальным Киевом угроза обстрела и высокая минная опасность не позволяют судам беспрепятственно выйти в открытое море из шести портов – Херсона, Николаева, Черноморска (бывший Ильичевск), Очакова, Одессы и Южного.
Мизинцев отметил, что Вооружённые силы РФ создали необходимые условия для функционирования двух морских гуманитарных коридоров, представляющих собой безопасные полосы для движения судов в Черном и Азовском морях, информация о порядке их работы ежедневно передается по УКВ-радиосвязи на английском и русском языках.
Кроме того, «в качестве шага доброй воли» 30 июня с острова Змеиный был выведен находившийся там гарнизон Вооружённых сил России. Проблема, как утверждает Мизинцев, в том, что киевские власти банально продолжают уклоняться от взаимодействия с представителями иностранных государств и компаний-судовладельцев в решении вопроса обеспечения безопасного выхода заблокированных судов в районы сбора.
Судя по всему, Киев не хочет обеспечить выход судов как ради риторики, и, возможно, чтобы прикрываться ими, как живым щитом. С другой стороны, даже при желании он не может обеспечить им безопасность в виду минирования акватории.
«Украинская сторона по-прежнему уклоняется от разминирования побережья Черного моря у своих берегов, включая прибрежные акватории. При этом сохраняется опасность для мореплавания и повреждения портовой инфраструктуры от дрейфа сорванных с якоря украинских мин вдоль побережья причерноморских государств», - заявил Мизинцев.
Достаточно сказать, что порт Мариуполя после его разминирования союзными силами в конце мая сумело покинуть как минимум 5 иностранных судов. Кроме того, в начале июня порт заработал и на экспорт, и на импорт, хотя, естественно, не в прежнем объеме.
Что касается заблокированных в украинских портах судов, их выход связан с целым комплексом проблем. Во-первых, как и сказал Мизинцев, для этого необходимо разминирование акватории, чего Украина до окончания конфликта, видимо, делать не собирается. Кроме того, существует вопрос страхования. То есть теоретически иностранные корабли могли бы на свой страх и риск покинуть порты, но гарантировать им безопасность никто не сможет, а страховые компании убытки не покроют.
Что касается содержания, фактически корабли и их экипажи зависят только от их судовладельцев. Как рассказывал еще в мае совладелец порта ТИС рядом с Одессой Андрей Ставницер в интервью одному из украинских СМИ, статус этих кораблей разный – какие-то корабли остались без экипажей, где-то после договоренностей с судовладельцами их заменили украинские моряки.
«Часть из них пустые, часть из них с грузом. Члены экипажа разлетелись по всему миру. Это, по сути, корабли-призраки, которые сегодня не могут выйти из Украины в Черное море. Этот рынок устроен таким образом, что судовладельцы должны иметь страховку перед тем, как отправлять судно в плавание. Это, как правило, большие международные страховые компании. Ни одна из них сегодня не подпишет Украине возможность эксплуатации флота в Черном море.
Существуют прецеденты, когда торговые суда сопровождаются военными судами. Так было в Сомали и в других горячих точках. Я думаю, что это вариант реалистичный. Если, например, турецкие военные суда смогут сопровождать наши торговые суда, Украина могла продолжать экспортировать», - заявил он.
Судя по сообщениям в СМИ, такие переговоры, в том числе и с Турцией, действительно ведутся, но, как и переговоры по другим трекам, не слишком успешно. Как считает военный эксперт Иван Коновалов, судьба заблокированных на Украине иностранных кораблей зависит от Киева, так как Москва, со своей стороны, все возможное делает, проблема в том, что Киев в полной мере не контролирует ситуацию, да и не заинтересован в их выходе.
- Со стороны России никаких препятствий для выхода иностранных кораблей из украинских портов нет. Если Киев не может использовать Одессу или другие порты, которые находятся под его контролем, поскольку нет точного понимания расположения их собственных минных полей, пожалуйста, есть Скадовск, Бердянск, в конце концов, есть Мариуполь. Можно спокойно вывозить через них зерно, конвои будут обеспечены.
С другой стороны, не все так просто. Украина использует донные мины, причем довольно давнего, еще советского производства. У них происходят и срывы, они уходят в дрейф. И никто сейчас не может гарантировать, что побережье в районе Одесской области и акватория дальше к югу, в том числе и румынское побережье, безопасна. Украинская сторона по этому поводу просто молчит и никаких гарантий не дает.
Как российская сторона в таких условиях может давать полные гарантии безопасности? Мы-то готовы пропустить корабли. Но может ли Украина обещать, что эти корабли свободно пройдут в ту или другую сторону, не подорвавшись на мире? Они даже карты минных полей предоставить не могут.
«СП»: - Может ли вопрос выхода этих кораблей быть решен в рамках переговорного процесса?
- Вопрос выхода иностранных кораблей из украинских портов нужно решать между ними и украинским режимом. Беда в том, что в Киеве уже толком не контролируют то, что происходит на побережье. Одесса живет сама по себе, как и Николаев, который находится фактически на линии фронта. Проблема в том, что на Украине нет конечной инстанции, которая могла бы что-то гарантировать. Там нет ни одной ответственной структуры, которая хотя бы за что-то на сто процентов отвечала.
«СП»: - Корабли находятся на Украине уже четыре месяца, как они функционируют, содержатся?
- Это зависит целиком и полностью от судовладельцев. Я лично был свидетелем истории, которая произошла в Мариупольском порту во время боев. Там стояло судно «Царевна» с припиской к мальтийской Ла Валетте, но большая часть экипажа и капитан были болгарами. Представьте себе, что они стояли в порту по время всех боев, а бои там были страшные, сражались до последнего. Но этот корабль стоял прямо у пирса рядом с зоной боевых действий.
Они никуда не уходили, потому что капитан по настоянию судовладельца не мог оставить судно, чтобы с ним ничего не случилось. И в итоге они этот корабль спасли, им повезло, в них ничего не попало, они остались целыми. Насколько я знаю, судно уже покинуло порт Мариуполя.
С другими иностранными кораблями, которые заблокированы в украинских портах, по большому счету такая же ситуация. Все зависит от их судовладельцев. А все корабли, которые застряли на Украине, находятся в частном владении. Что касается наших кораблей, была информация, что Киев собирается национализировать корабли под российским флагом, но я не берусь утверждать, что с ними точно произошло.
В остальных случаях судовладелец, как правило, настаивает на том, чтобы команда находилась на борту, обеспечивала жизнедеятельность корабля. Это очень важно, нужно поддерживать на ходу и машинное отделение, и компьютерное обеспечение, и холодильные установки, и остальные системы жизнеобеспечения судна. Если этого не делать, корабль просто умрет.
Поэтому на этих кораблях находятся те члены экипажа, которые имеют договоренности с судовладельцами. Могу предположить, что они каким-то образом поддерживают команду, потому что надеются, что рано или поздно их корабли выйдут в море, а для этого необходимо постоянно поддерживать их жизнедеятельность.
«СП»: - А Украина должна выполнять какие-то обязательства в отношении этих кораблей?
- Украина, по крайней мере, не должна допустить, чтобы люди на борту голодали. Но ей всегда было на это наплевать. Я не знаю, как обстоят дела с заблокированными в украинских портах кораблями, но могу сказать, что теми судами, которые стояли в Мариуполе, никто не занимался. Люди там выживали сами вплоть до того, что ловили рыбу.
Если корабли находятся в портах того или иного государства, рано или поздно оно несет за них ответственность. Но у нас нет информации о том, как это происходит сейчас на Украине, оказывают ли экипажам какую-то поддержку. У меня есть большие сомнения, что это происходит, потому что уровень бардака на Украине зашкаливает.