Войти в почту

«КиноКоломенское»: о чем расскажет новая выставка музея-заповедника

Холмистый рельеф, простор, река и памятники старорусской архитектуры — это сочетание сделало музей-заповедник «Коломенское» одним из любимых мест натурных съемок отечественных кинематографистов. Среди памятников «Коломенского» есть свои «кинозвезды», которые особенно часто попадали в объективы, — шатровая церковь Вознесения XVI века и Проездная башня Николо-Корельского монастыря.

«КиноКоломенское»: о чем расскажет новая выставка музея-заповедника
© Mos.ru

Среди режиссеров, которые работали здесь, — Сергей Эйзенштейн, Вера Строева, Андрей Тарковский, Владимир Бычков, Светлана Дружинина, Никита Михалков и многие другие. Новая выставка «КиноКоломенское», открывшаяся в Сытном дворе, посвящена фильмам, съемки которых проходили в музее-заповеднике. О подробностях создания некоторых из них mos.ru рассказала Елена Шалавина, куратор выставки.

Что можно увидеть на выставке: от камеры «Митчелл» до афиш

Пейзажи и памятники «Коломенского» запечатлены в 20 картинах. Среди них — «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Хованщина» Веры Строевой, «Война и мир» и «Борис Годунов» Сергея Бондарчука, «Андрей Рублев» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Руслан и Людмила» Александра Птушко, «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой и многие другие. Снимали здесь не только советские и российские кинематографисты. Ландшафты «Коломенского» можно увидеть в мелодраме «Подсолнухи» (1970) мастера итальянского неореализма Витторио де Сики, главные роли в которой исполнили Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Музей-заповедник вошел и в обширную географию съемок остросюжетного фильма «Русский отдел» (1990) американского режиссера Фреда Скеписи, наряду с Ленинградом (сейчас — Санкт-Петербург), Загорском (сейчас — Сергиев Посад), Ванкувером, Лондоном и Лиссабоном.

Увидеть на выставке можно более 100 экспонатов. Самые заметные из них — внушительные камеры и другая крупная техника времен зари кинематографа — встречают посетителей сразу у входа. Например, можно рассмотреть камеру, на которую снимали немое кино с 1926 года. Есть и легендарная звуковая камера «Митчелл» — «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, как и многие другие советские фильмы, был снят именно на такую. Также в начале экспозиции можно увидеть операторскую тележку, которая устанавливалась на рельсы для плавного панорамного движения камеры, рупор, хлопушку и фильмоноску (так на кинематографическом сленге называли железный чемоданчик для переноски бобин с фильмами).

«КиноКоломенское» состоит из 10 интерактивных зон. Здесь можно рассмотреть документы, связанные со съемками, увидеть ключевые сцены любимых фильмов и даже стать частью их атмосферы. Например, сфотографироваться на бутафорском троне с тенью Ивана Грозного, повторяющей легендарный кадр из фильма Эйзенштейна, или в декорациях «Руслана и Людмилы» Александра Птушко. Некоторым фильмам посвящены отдельные небольшие залы, остальные собраны в кинозале. Здесь на экране можно посмотреть фрагменты картин и рассмотреть их афиши.

«Крылья холопа» (1926)

Первой картиной, съемки которой прошли в «Коломенском», стал немой фильм «Крылья холопа» (1926) Юрия Тарича. Сегодня о ней вспомнят, пожалуй, только специалисты и поклонники немого кино, а в свое время она соперничала по популярности с самим «Броненосцем “Потемкиным”» Сергея Эйзенштейна.

Действие картины разворачивается во времена Ивана Грозного. Оказав услугу царю, талантливый изобретатель Никишка в благодарность получает разрешение исполнить свою мечту — создать летательный аппарат. Однажды, решив повеселить иностранных гостей, Иван Грозный приказывает Никишке продемонстрировать изобретение в действии. На глазах изумленной публики изобретатель парит в небе. Он еще не знает, что «дьявольский» аппарат возмущенный царь прикажет уничтожить, а сам он погибнет при побеге.

Сцену полета Никишки снимали в «Коломенском» на фоне церкви Вознесения. До наших дней дошли некоторые документы о съемках. На выставке можно увидеть договор, заключенный между музеем-заповедником и киностудией. В нем перечислены архитектурные памятники, которые снимать разрешено, а которые — запрещено, а также даны другие указания для оператора.

«В объект съемки допускается включать южное крыльцо Вознесенской церкви, край Георгиевской колокольни сбоку, но не фас, в пределах реставрированной части и высотою от земли до арок звона и Соколиную башню от земли до среднего пояса, обходящего вокруг здания. Вознесенская и Георгиевская церкви и Соколиная башня ни в каком случае не должны быть засняты для данной картины в целом, равно как и другие архитектурные памятники Коломенского музея», — говорится в документе.

Еще один интересный документ, связанный со съемками «Крыльев холопа», — переписка музея с компанией «Совкино». Сотрудники напоминают кинематографистам о задолженности за съемки фильма.

«Хованщина» (1959)

В основе сюжета музыкальной кинокартины Веры Строевой — одноименная опера Модеста Мусоргского, посвященная событиям конца XVII века. Дмитрий Шостакович, создавший для картины новую оркестровую трактовку оперы, был номинирован за эту работу на премию «Оскар» за лучшую музыку к фильму в 1962 году. Музыку для «Хованщины» записывали в исполнении оркестра Большого театра под руководством дирижера Евгения Светланова. Артисты Большого были задействованы и в массовых сценах.

Все натурные съемки прошли в «Коломенском». Живописными декорациями выступили церковь Вознесения, ансамбль Передних ворот Государева двора, колокольня церкви Святого Георгия и Водовзводная башня.

В собрании музея-заповедника «Коломенское» также сохранились фотографии декораций для комбинированных съемок (художник Николай Звонарев). На интерактивном мониторе можно просмотреть афиши фильма, эскизы декораций крыши, стены, торговой площади и других объектов, их создал главный художник картины Александр Борисов. Еще один экран демонстрирует фотографии из архива Веры Строевой с рабочими моментами съемок.

«Руслан и Людмила» (1972)

Многие критики считают эту картину вершиной творчества легендарного режиссера-сказочника Александра Птушко, известного такими работами, как «Новый Гулливер», «Золотой ключик», «Каменный цветок» и «Алые паруса». Он часто прибегал к помощи комбинированных съемок, а при работе над «Русланом и Людмилой» они сыграли ключевую роль. Перед Птушко стояла задача не только воссоздать в кадре фантастический колорит поэмы Александра Пушкина, но и сделать все спецэффекты правдоподобными.

На выставке можно рассмотреть эскизы комбинированных съемок, созданные художником Павлом Сафоновым. Он разработал для картины несколько сложных и зрелищных сцен. Например, чтобы создать сказочную атмосферу царства Черномора, съемку актеров, пробегающих по дорожкам сада, совмещали со съемкой снятых крупным планом морских кристаллов. А чтобы создать сказочный туман, который окутывает горы (точнее, макеты гор), на съемочную площадку приглашали команду химиков.

При съемке сцены разговора Руслана с Головой актеры находились на разном расстоянии от камеры, поэтому всадник выглядит таким маленьким. Воздушный поединок Руслана и Черномора снимали с помощью рирпроекции. Суть этой технологии в том, что на полупрозрачный экран, стоящий за актерами, проецируют на просвет ранее отснятое изображение и камера снимает сцену еще раз.

Съемки в «Коломенском» не потребовали таких ухищрений: старинная деревянная архитектура сама по себе создала нужное настроение в кадре. На фоне Проездной башни Николо-Корельского монастыря, например, снимали сцену отъезда Рогдая на пир к князю Владимиру.

«В начале славных дел» (1980)

Лента Сергея Герасимова, снятая по историческому роману Алексея Толстого «Петр I», рассказывает о начале строительства русского флота и взятии крепости Азов. На выставке можно увидеть эскизы декораций.

В самом начале первой части фильма «В начале славных дел» возникает проездная арка Передних ворот Государева двора в «Коломенском». Через нее в сопровождении верховых стремительно пролетает возок Петра I — он только что получил известие о кончине матери.

«Борис Годунов» (1986)

Естественные декорации музея-заповедника «Коломенское» для своего фильма выбрал и Сергей Бондарчук. Историческая драма о Смутном времени заканчивается немой сценой. Толпе объявляют о приходе к власти царя Дмитрия Ивановича, который позже войдет в историю как Лжедмитрий I. Народ безмолвствует, и в этот момент обрушивается огромный церковный колокол. Он падает на фоне церкви Вознесения Господня.

Это был последний фильм, который вышел на экраны при жизни Бондарчука. Картину показывали на Каннском кинофестивале. Особое место в «Борисе Годунове» занимают костюмы героев. Их эскизы, разработанные художником по костюмам Лидией Нови, можно увидеть в экспозиции. Рядом, на экране, показывают фрагменты фильма, в которых костюмы можно рассмотреть на актерах.

Выставка «КиноКоломенское» продлится до 25 сентября.