Войти в почту

В ОДК сообщили о росте спроса российского ТЭК на отечественные турбины

МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/. Российский нефтегазовый сектор на фоне санкций заинтересовался отечественными турбинами и сервисом, спрос вырос колоссально, заявил журналистам гендиректор "ОДК-Инжиниринг" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) Андрей Воробьев.

"Рост колоссальный. Безусловно, интерес к отечественным промышленным турбинам сейчас растет, многие участники рынка, ориентировавшиеся ранее на зарубежное оборудование, сейчас обратились к российским образцам. Нам, как производителю, важно, чтобы этот интерес трансформировался в конкретные технические задания, обеспеченные финансированием", - сказал он. По словам Воробьева, сейчас важны оперативность как производства, так и упрощения согласования договоров, а министерства должны сориентировать компании по таким позициям, как стоимость заимствованных средств, цена на металл и стоимость энергоресурсов.

"Объемы производства растут. Только в 2022 году объемы производства АО "ОДК - Газовые турбины" в количественном выражении вырастут на 50% в сравнении с предыдущим периодом", - сказал он, уточнив, что компания по контрактам с "ОДК-Инжиниринг" выпустит 28 газоперекачивающих и энергетических агрегатов.

Нефтяникам нужен сервис

Воробьев также отметил, что нефтегазовый сектор РФ на фоне санкций остро нуждается в услугах по обслуживанию уже имеющегося иностранного оборудования, а ОДК готовит программу по сервисным услугам. "Мы идем навстречу нашим заказчикам, которые испытывают сейчас острую потребность в оказании услуг сервиса и ремонта установленного импортного оборудования, импортозамещения в поставках запасных частей и комплектующих. Сейчас мы оцениваем рынок и разрабатываем программу развития наших сервисных возможностей в этом направлении. Мы понимаем, что решение этой задачи возможно только при условии серьезных, крупных инвестиций", - отметил он.

Отечественные комплектующие

По словам Воробьева, ОДК готова выпускать оборудование на отечественных комплектующих в зависимости от уровня спроса на такое оборудования. "В целом газотурбинные агрегаты ОДК, если говорить об основном оборудовании, полностью отечественного производства. Вспомогательные системы, контрольные измерительные системы, датчики - все это вполне способна заменить наша промышленность. Комплектация агрегатов импортными составляющими - пережиток глобализации, - сказал он. - Сейчас важен общий настрой на поддержку отечественного производителя и доверять компетенциям, которые есть у наших производителей, договариваться о ценовой политике. С точки зрения технической, мы способны заменить любые импортные комплектующие на отечественные аналоги".

Он добавил, что компания в рамках стресс-сценария намерена сужать линейку выпускаемого оборудования, оставляя самые эффективные продукты. "Сейчас в стресс-сценарии нам нужно перейти на меньшее количество продуктов с максимальной эффективностью производства, большей серийности и устранить высокую номенклатуру через унифицированные подходы. Такой подход может вычистить линейку до самого простого и максимально рентабельного продукта. Нам нужно быть жестче в подходах, нам нужно свернуть какие-то долгосрочные инициативы, нужно сделать очень высушенную инвестпрограмму, оставить только то, что нужно для повышения эффективности в текущем моменте", - сказал Воробьев.

В целом портфель заказов "ОДК-Инжиниринг" ближайшие два года, по его словам, превышает 70 млрд рублей.

Воробьев также сообщил, что ОДК создала отечественную технологию малоэмиссионной камеры сгорания для газовых турбин, однако ее производство зависит от спроса заказчиков. "Проект создания малоэмиссионной камеры сгорания, безусловно, состоялся - технология есть, она разработана, защищена. Как таковая, камера существует, вопрос только в готовности ее приобретать: применение малоэмиссионной камеры увеличивает стоимость изделия на 25-30%. Рынок стал жестче, ESG-повестка немножко отошла на второй план", - сказал он. Воробьев пояснил, что технология малой эмиссии разработана для двигателей АЛ-41СТ, ПС-90 и НК-36.

Поставки для СПГ-проектов

"Объединенная двигателестроительная корпорация" Ростеха готова поставлять двигатели для крупнотоннажных СПГ-проектов в России, если компании захотят переходить на отечественное оборудование, сообщил Воробьев. "У нас есть возможности поставлять двигатели для производства СПГ, в том числе крупнотоннажного. Все зависит от постановки задачи и стремления применять отечественное оборудование", - сказал он.

Воробьев отметил, что для СПГ-проектов может быть адаптирована газовая турбина большой мощности ГТД-110М. "Если нам поставят задачу сделать большую машину - у нас есть ГТД-110М, ее можно построить под требования СПГ. Поэтому, может быть, в этой обстановке что-то поменяется, к нам придут, поставят задачу, мы это сделаем. И, конечно же, должно быть финансирование", - сказал топ-менеджер.

Между тем, до недавних пор все СПГ-проекты в РФ строились на зарубежном оборудовании. С российской технологией "Арктический каскад" и на отечественном оборудовании построена четвертая опытно-промышленная очередь "Ямал СПГ". Однако в сентябре прошлого года глава "Новатэка" Леонид Михельсон заявлял, что компания недовольна работой четвертой линии "Ямал СПГ" и это связано именно с оборудованием. "Нашим производителям, нашим заводам еще учиться и учиться делать хорошую продукцию", - отмечал тогда Михельсон.

В апреле ЕС в рамках новых санкций против России расширил запрет для европейского бизнеса на поставки в Россию техники и технологий для переработки нефти и производства сжиженного природного газа. В частности, ЕС не разрешает своим компаниям поставлять в Россию системы для охлаждения и сжижения газа, оборудование для разделения на фракции углеводородов в процессе производства СПГ и нефтепереработки, широкий набор химического оборудования для различных этапов нефтепереработки.