Войти в почту

Российские авиавласти хотят восстановить подержанные самолеты «Ту» и передать бизнесу

Авиавласти предложили пополнить бизнес-авиацию старыми самолетами. В частности, предлагается использовать подержанные Ту-204/214. По предварительным оценкам, «прокачка» одного такого борта с VIP-компонентами обойдется в 3 млрд рублей и в 1,5 млрд рублей без них.

Российские авиавласти хотят восстановить подержанные самолеты «Ту» и передать бизнесу
© BFM.RU

По словам экспертов, старость самолета не исчисляется годами. Так, например, в России до сих пор летают Ан-2, которые начали делать еще в 1940-х годах, хотя есть понятия «летная годность» и «усталость металла».

Сейчас воздушные суда российского производства эксплуатируют «Аэрофлот» — девять машин из 185, «Россия» — более половины парка, еще 16 отечественных машин у Red Wings и 15 у «Ямала». Но речь в основном о SSJ-100, которые наполовину состоят из зарубежных комплектующих.

Другой вариант отечественного самолета, на который возлагаются большие надежды, — МС-21, но и в нем есть ряд импортных деталей, на замену которых уйдет минимум три года, говорят эксперты.

Комментирует гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:

Виктор Горбачев гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «В нашем парке где-то примерно сотни полторы, наверное, — это воздушные суда нашего производства, это Ту-204, региональный Як-42, Як-40 и Ан-24, но это все местные воздушные линии. Есть Ту-154, Ту-134, Ил-62 где-то, но это штучный, как говорится, товар. Сейчас смысла нет их «поднимать», что-то делать. На сегодняшний день две машины можно довести до ума — МС-21 и Superjet, чтобы были, может, не стопроцентные, но 98-процентные наши комплектующие. На местных воздушных линиях, межрегиональных полетах у нас нет ничего. Большие машины же не будешь гонять, это нерентабельно. «Ан» — это Украина, черт его знает, что там дальше будет. Вот Ил-114 — более или менее приличная машина, другой у нас замены нет».

Относительно «живыми и перспективными» проектами российского авиапрома эксперты называют Ту-204/214 и Ил-96. Но первых нет на массовом рынке, а производство второго еще нужно будет развернуть.

В марте вице-премьер Юрий Борисов говорил, что Казанский авиационный завод имени Горбунова сможет производить минимум десять пассажирских самолетов Ту-214 в год. Он, в отличие от многих моделей, состоит в основном из российских компонентов, а зарубежные используются минимально, и возместить их будет легко.

У эксперта портала Avia.ru Владимира Карнозова другое мнение:

Владимир Карнозов эксперт портала Avia.ru «Восстановить можно при консолидации усилий авиакомпаний, ремонтных структур государства где-то порядка 30-40 бортов. Второй вариант — выпуск Ту-214 и, самое главное, доделка тех машин, которые были не достроены в Ульяновске. Здесь потребуются серьезные, решительные меры со стороны государства и финансирование. Самолеты, например А-320 или Boeing-737, стоят больше 100 млн долларов самолет. Есть надежда, что наш самолет Ту-214 нового выпуска будет стоить порядка 50 млн долларов, поэтому эта программа, конечно, дорогая. Восстановление летной годности, это может удивительно прозвучать, тоже требует затрат, сравнимых со стоимостью нового самолета, потому что там придется менять практически всю авионику, наверное, двигатели надо будет делать новые, а это десятки миллионов долларов на восстановленный самолет Ту-204. По моему анализу, реальный у нас только самолет Ту-214, который мы можем в течение трех лет — это тоже, кстати, очень оптимистичный еще прогноз — запустить в большую серию. В прошлом году ни одного такого самолета не было выпущено, поэтому это фактически перезапуск производства этого самолета. Самое сложное будет начинка этих самолетов, прежде всего радиоэлектронное оборудование, оно отечественное, но там много иностранных комплектующих в самом этом оборудовании, это микросхемы, экраны, стекла и так далее. Поэтому производство 70 Ту-214 к 2030 году — это будет, вообще говоря, большая удача».

Среди вариантов возможных замен иностранных самолетов авиавласти рассматривали и китайские самолеты. Но их, как и Ту-204, нет в рыночных объемах, и они не сертифицированы в России. Хотя в нынешней ситуации вопрос сертификации, вероятно, не станет большой проблемой.