Росавиация не собирается возвращать часть самолетов иностранным владельцам
Boeing и Airbus оставим в России. Росавиация опровергла заявления о том, что часть самолетов российских авиакомпаний будет возвращена иностранным владельцам. Агентство также не подтвердило информацию о том, что с начала спецоперации российскую «прописку» получили свыше 100 лайнеров. Ранее большинство российских авиакомпаний прекратили полеты за границу.
Шуму наделали заявления начальника управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерия Кудинова. Общаясь с журналистами в кулуарах выставки в Москве, посвященной техобслуживанию авиатехники, чиновник сказал, что часть самолетов будет возвращена иностранцам. По его словам, решения будут принимать российские перевозчики, в парке которых есть такие машины. Кроме того, Кудинов рассказал, что с 24 февраля в России было зарегистрировано свыше 100 самолетов.
Росавиация опровергла оба заявления. Там отметили, что эти вопросы не входят в компетенцию Кудинова и он не уполномочен делать официальные заявления от имени агентства.
При этом массовая смена юрисдикции готовится, авиационные власти не раз призывали компании к перерегистрации самолетов в России. Минтранс уже подготовил законопроект о сокращении срока процедуры до десяти дней.
Регистрировать в России будут и самолеты иностранных лизингодателей. Без согласия владельцев. Раньше так делать было нельзя, но теперь, видимо, можно. Продолжает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers «В мирное время нельзя. А в текущей ситуации уже кто их будет спрашивать. По крайней мере, это лучше, чем национализация, хотя, безусловно, лизингодатель не пойдет на это, потому что российским сертификатам летной годности пока не доверяют на Западе, и особенно сейчас, когда понятно, что самолеты будут ремонтироваться, обслуживаться неизвестно где и неизвестно какими запчастями. Потом эти самолеты при возврате придется отправлять на дорогостоящий чек для того, чтобы получить новый СЛГ международного образца. Сейчас всем сертификаты продлили, даже просроченные. Сейчас часть машин будет летать без настоящих СЛГ. Это тоже проблема».
Сертификат летной годности выдают авиационные власти той страны, где зарегистрирован самолет. С российскими сертификатами можно будет эксплуатировать Boeing и Airbus хотя бы в самой России. А за границу мы и так не летаем. Во-первых, США, ЕС и Великобритания закрыли небо для российских перевозчиков. А во-вторых, это проблемы с европейскими лизингодателями, которые отзывают самолеты из России в соответствии с санкциями Евросоюза.
Что касается поставок новых запчастей в Россию из США и Европы, то они сейчас невозможны. Вариантов решения проблемы немного. Либо разбирать на запчасти имеющиеся самолеты — это называется авиационный каннибализм. Либо надеяться на помощь других стран, не присоединившихся к санкциям. Например, Китая. Только вот запчасти эти будут не новые. Продолжает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Те, кто возьмется обеспечивать наши компании запчастями, должны будут закупать где-то эти запчасти, в различных странах, неважно, турецкая ли это компания делает, либо китайская, либо индийская. Существует рынок вторичных запчастей, это практикуется, когда с самолетов снимаются запчасти, которые имеют еще по документам ресурс, их можно переставить на другие самолеты. В нынешней ситуации, когда многие компании испытывают трудности из-за пандемии, из-за того, что машины не летают и финансов нет у компаний, я думаю, что этот рынок вторичный сейчас будет сильно расцветать».
В Росавиации заявили, что ситуация с российскими самолетами не повлияет на стоимость авиабилетов. Но уверенности в этом нет. Говорит директор по маркетингу Biletix Александр Мишин:
Александр Мишин директор по маркетингу Biletix «Ситуация нестандартная, и как дальше это скажется на стоимости авиабилетов, можно только догадываться. Понятное дело, что сейчас нам скажут, что на стоимость это не повлияет, чтобы увеличить покупательскую способность в условиях кризиса, так, конечно, это либо ляжет все на плечи авиакомпаний, либо на плечи покупателей, это как всегда. Что касается цен, то здесь по внутреннему направлению все стабильно, такого роста нет, цены, скажем так, в сезоне. Что касается зарубежки, то да, здесь есть существенный рост, но он вызван в большей степени, конечно, ограниченным предложением на рынке сейчас, потому что наши авиакомпании летать за границу фактически не могут, вывозим все на ресурсах иностранных авиакомпаний».
Российские власти обсуждают выделение из бюджета 25 млрд рублей на поддержку авиакомпаний. По словам источника «Интерфакса», эти средства могут направить на субсидирование кредитования и лизинговых платежей. Но очевидно, речь идет о российских кредиторах и российских лизингодателях. Потому что европейским владельцам российских самолетов теперь запрещено иметь с нами дело. Так что, возможно, нашим перевозчикам действительно лучше вернуть часть самолетов иностранцам. Потому что существующий авиапарк избыточен для перевозок внутри страны, а самолет на земле генерирует только убытки. Ну или, как вариант, пустить часть машин на запчасти, если дело дойдет до национализации.