Войти в почту

Судьба «Антея». Почему РФ не прощается с устаревающими подлодками?

На днях в СМИ подтвердилась информация о том, что в ходе модернизации атомные подлодки (АПЛ) 949А «Антей» получат пусковые установки для размещения 72 крылатых ракет различного типа. С учётом торпедного вооружения, количество боеприпасов на субмарине будет составлять порядка 100 единиц.

Судьба «Антея». Почему РФ не прощается с устаревающими подлодками?
© Русская Планета

При этом сейчас каждый «Антей» является носителем 24 сверхзвуковых противокорабельных ракет комплекса «Гранит». Модернизация должна сделать данный класс субмарин самым вооружённым в составе ВМФ России. Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на источник в судостроительной отрасли.

«Модернизированные по проекту 949АМ подлодки «Антей» смогут нести на борту до 72 крылатых ракет «Калибр», «Оникс» или «Циркон». И по факту станут самыми вооружёнными подводными носителями крылатых ракет в российском ВМФ. Одного неполного ракетного залпа такой подлодки будет достаточно для гарантированного уничтожения авианосной многоцелевой группы», — сказал собеседник агентства.

Программа совершенствования флота крейсеров с грозным наименованием «Антей» стартовала несколько лет назад. Сейчас на модернизации находится подлодка «Иркутск». Работы проводятся на дальневосточном заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). По данным источника РИА Новости, следующей подлодкой в очередь на обновление является АПЛ «Челябинск», сейчас она проходит ремонт. Обе субмарины входят в состав Тихоокеанского флота.

«Создать паритет»

«Антей» — это проект АПЛ, который можно с полной уверенностью назвать грандиозным успехом советской судостроительной промышленности. Данный тип атомоходов ориентирован на противодействие крупным надводным силам стран-членов НАТО (прежде всего, США), уничтожение военно-морских баз и борьбу с АПЛ западных государств.

Проект 949А был разработан в 1970-е годы в стенах центрального конструкторского бюро «Рубин», которому было поручено создать класс атомоходов третьего поколения. Производство субмарин было развёрнуто на «Севмаше» (Северодвинск). Первый крейсер (с 1993 года — «Краснодар») был заложен в 1982 году и введён в строй спустя четыре года.

Как вспоминал один из высокопоставленных инженеров этого предприятия Нил Байбородин, в «Антей» была интегрирована масса новейших на тот момент технических решений по автоматике, электронике, вооружению, акустике и системам управления.

«Была поставлена амбициозная задача — если не перегнать Америку, как тогда говорили, по определенным видам вооружения, то хотя бы создать паритет. А достичь паритета можно было созданием новых подводных лодок», — отметил в мемуарах Байбородин.

По информации на сайте Минобороны РФ, надводное водоизмещение крейсера проекта 949А составляет 12,5 тысяч тонн, подводное — 22,5 тысяч тонн, длина корпуса — 144 метра, мощность двух водо-водяных реакторов — 380 МВт, скорость полного надводного хода — 16 узлов, подводного — 32 узла, экипаж — 194 человека.

В общей сложности планировалось построить 18 крейсеров. Но в планы вмешался распад СССР и промышленность смогла сдать 12 кораблей. Часть из них была утилизирована, либо выведена из состава ВМФ. Ещё одной потерей стала затонувшая в августе 2000 года подлодка «Курск».

12-й в серии атомоход «Белгород» долгое время находился в консервации. Только в 2012 году было решено переоборудовать недостроенную субмарину под требования АПЛ специального назначения проекта 09852. Этот тип крейсеров должен стать носителем ядерных беспилотников «Посейдон».

Согласно актуальным данным, в настоящее время Военно-морской флот располагает пятью «Антеями», способными нести боевое дежурство, два крейсера («Иркутск» и «Челябинск») — находятся в Большом Камне на причале «Звезды».

Поехавшие сроки

Разработка и утверждение плана модернизации флота «Антеев» изрядно затянулись. В поздравлении с Днём моряка-подводника от 19 марта 2017 года главком ВМФ Владимир Королёв сообщил, что корабли проекта 949А должны быть модернизированы до 2020 года. Однако уже в июне 2017 года замминистра обороны РФ (сейчас — вице-премьер) Юрий Борисов обозначил совершенной иной срок — 2025 год и только для четырёх АПЛ.

«Предусмотрен их ремонт с модернизацией: старые ракеты «Гранит» будут заменены на «Калибр», который хорошо показал себя, в том числе в сирийском конфликте. Кроме того, на лодке будет заменена часть общесудового оборудования и, по сути, лодка в старом корпусе будет иметь новые качества», — сказал Борисов.

Однако и этот дедлайн, видимо, сдвинется вправо. Так, по прогнозу Борисова, «Иркутск» должен вернуться в строй в 2021 году. Аналогичный срок назвал и командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц в 2018 году. Но позднее передача флоту «Иркутска» была перенесена на 2022 год.

На сегодняшний день не начались даже испытания этой АПЛ. Такими темпами за четыре года просто нереально модернизировать все остальные атомоходы проекта 949А.

В связи с этим невозможно обойти вниманием проблему чрезмерно растянутых сроков ремонта, обновления и создания новых военно-морских платформ для нужд ВМФ и отдельных иностранных заказчиков. Все работы выполняются непозволительно долго.

Ярким примером российского долгостроя является многострадальная программа АПЛ проекта 885/885М Ясень. По иронии судьбы именно эти атомоходы изначально были призваны заменить «Антеи».

Головная подлодка «Северодвинск» строилась 20 лет и была сдана заказчику только в 2014 году. Две другие подлодки («Казань» и «Новосибирск») после долгого цикла испытаний вошли в состав ВМФ лишь в прошлом году.

То обстоятельство, что Минобороны РФ затеяло масштабную модернизацию «Антеев» может указывать на две вещи: либо отечественной промышленности не удалось полностью решить проблемы с «Ясенем», либо военное ведомство рассчитывает сэкономить на строительстве новых крейсеров. И то, и другое одинаково плохо для будущего российского подводного флота.

Более того, одна из задач обновления «Антеев», как следует из того же поздравления Королёва, заключается в увеличении срока их службы в два раза, то есть как минимум морально устаревшие атомоходы будут находиться в строю примерно до 2040-х годов. К этому времени возраст «Иркутска» перевалит за 60 лет (в США АПЛ эксплуатируются порядка 30-35 лет).

Такой подход сложно назвать адекватным, особенно на фоне стабильной динамики обновления флота американских крейсеров. Как бы ни старались военные и промышленники, в ходе модернизации «Антеи» не превратятся в атомоходы четвёртого поколения, которые так нужны нашему ВМФ.

Представляется, что ситуация с проектом 949А/949АМ — не только следствие вредоносной деятельности отдельных должностных лиц и финансовых трудностей страны. Гораздо уместнее говорить о системных, хронических проблемах, которые испытывает вся судостроительная промышленность и Военно-морской флот России, включая его подводную компоненту.

Сложная ситуация с обновлением атомного подводного флота свидетельствует о том, что отечественная оборонка не без труда сохранила позднесоветские компетенции. А сейчас, видимо, не может в полной мере отвечать современным технологическим и производственным вызовам.

Например, крайне показательно то, с каким скрипом продвигается постройка носителей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) проекта 955А «Борей». Хотя значение этой программы для развития морской компоненты ядерной триады РФ и обеспечения национальной безопасности страны трудно переоценить.