Григорович подружил самолёты с водной стихией
Малая авиация по всему миру сегодня — это по большей части гидросамолёты. Воздушные суда, способные взлетать и приземляться на воду, очень востребованы, особенно там, где нет аэродромов, но полно озёр, рек и других водоёмов. Также летающие лодки и амфибии незаменимы в островных государствах, где на небольшой территории просто негде строить взлётные полосы. А первый настоящий гидроплан создал русский авиаконструктор Дмитрий Григорович.
Уже в начале XX века инженеры всего мира пытались построить самолёт, способный взлетать с воды. Первые экспериментальные образцы создали в 1911 году Яков Гаккель в России, Марсель Фабр во Франции и Гленн Кёртисс в США. Но их модели — это сухопутные аэропланы, поставленные на поплавки.
Через год французская фирма Доннэ-Левек придумала летающую лодку — нижняя часть фюзеляжа у неё была выполнена в виде лодки, и аппарат стал более устойчив и быстрее мчался по воде. А вскоре, в 1912-1913 годах, Дмитрий Григорович разработал свою конструкцию, которая была названа М-1 (морской первый).
Гидросамолёт Григоровича был сделан иначе, чем у французов, и был совершеннее французского «коллеги». Именно после появления русского гидроплана этот вид авиации выделили в отдельный вид авиатехники, и их пилотам сегодня даже нужно получать отдельное свидетельство.
В историю авиации вошла летающая лодка Григоровича М-5, которая могла развивать скорость до 130 километров в час. Он создал её в 1914 году, вскоре она поступила на вооружение российского флота — её использовали для разведки и корректировки артиллерийского огня. В 1916 году авиаконструктор создал тяжёлый гидросамолёт М-9, предназначенный для бомбардировок кораблей и береговых объектов. Тогда же он разработал первый в мире гидросамолёт-истребитель М-11.