Топ-10 ударных беспилотников, которые изменят правила войны

2 ноября, как сообщается на сайте Кремля, президент Путин провел совещание с руководством Минобороны и предприятий ОПК. В числе прочих вопросов отдельно поднималась тема военных дронов. Глава государства особо подчеркнул: «Мы научились отражать эти атаки [вражеских БПЛА] и делаем [это] достаточно эффективно». Он уточнил, что речь идет о нападениях террористов в Сирии.

Топ-10 ударных беспилотников, которые изменят правила войны
© Свободная пресса

Кроме того, Верховный главнокомандующий назвал развитие беспилотной авиации важным направлением. «Мы очень хорошо знаем, как она себя зарекомендовала в вооруженных конфликтах последних лет, насколько эффективна и насколько может быть опасна для нас», - подчеркнул Путин. Судя по всему, Владимира Владимировича озадачили не только атаки на авиабазу Хмеймим в Сирии, но и успешное применение турецких «Байрактаров» в Нагорном Карабахе и на востоке Украины.

«Нужно и дальше над ними [беспилотными летательными аппаратами] работать, работать так же напряженно, как это было в последнее время. Имею в виду и применение, в том числе искусственного интеллекта, самых современных достижений техники, науки», - сказал президент. Он посоветовал шире использовать собственный опыт, полученный при боевом применении отечественных дронов и, само собой, любую важную аналитическую информацию, в том числе, можно предположить, и зарубежную. А еще глава государства напомнил, что на вооружении у нас находятся свыше 2 тысяч беспилотников.

Фразу «Нужно и дальше над ними [БПЛА] работать, работать так же напряженно» следует понимать в контексте неудовлетворенности военными нашими дронами. Если послушать некоторых российских экспертов, складывается впечатление, что разрыв с ведущими зарубежными производителями дронов худо-бедно удалось закрыть. Во всяком случае, мы пусть по-прежнему догоняющие, но дышащие в звездно-полосатую спину.

«...По некоторым мы уже вновь на передовых позициях. Темпы развития в этой отрасли вполне высокие. И надо сказать, что в области систем управления и искусственного интеллекта мы находимся на передовом рубеже»,- считает, в частности военный эксперт Виктор Мураховский.

Однако в топ-десятку лучших ударных и разведывательных беспилотников, по версии группы западных журналистов и экспертов, попал только один российский БПЛА, во многом потому, что он экспериментальный и с достойными заявленными характеристиками.

Самым лучшим на сегодняшний момент считается XQ-58 Valkyrie. Этот БПЛА входит в программу научно-исследовательских работ ВВС США по разработке экономичных авиационных технологий (Low Cost Attritable Aviation Technologies, или LCAAT).

Задачей дронов класса LCAAT с радиусом действия почти 4 тыс. км является сопровождение истребителей F-22 или F-35 во время боевых заданий, имея на борту не только системы наблюдения, но и вооружения. Американцы утверждают, что в ходе технической эволюции им удалось научить «Валькирию» быть сторожевым псом новейших истребителей, причем не только драться за «хозяина», но и даже жертвовать собой. По сути, это самый настоящий беспилотный легкий истребитель, способный нести крылатые ракеты.

Больше всего заокеанскую экспертную публику впечатляет цена LCAAT. Как пишут заокеанские журналисты и аналитики, эта машина стоит копейки, каких-то $2 млн. Значит, их можно столько наштамповать, что они прорвут любую противоздушую оборону. При скорости 0.85 МАХ (1050 км/час) XQ-58 имеют по 8 точек подвеса не только ракет, но и «умных бомб» весом по 250 кг.

Далее идет дрон-невидимка консорциума европейских стран DASSAULT NEURON. Разработчики из компаний Dassault Aviation, Saab AB, RUAG Aerospace, EAB, EADS CASA и Alenia, утверждают, что их чудо беспилотной техники, стоимостью $25 млн. за машину, является полностью автономным «искусственным интеллектуалом». Только дай команду «доставить в пункт назначения» две тонны ракет и бомб, и этот «нейрон» сделает все сам в зоне боевых действий высоких и средних угроз. И здесь во главу угла ставятся запредельные вычислительные возможности бортовой ЭВМ, которая сможет обеспечить машину необходимым уровнем самостоятельного управления.

Третьим в списке находится российский С-70 «Охотник». Да, янки о нем почти ничего не знают, но этот тяжелый беспилотник выполнен по схеме «летающего крыла» для поддержки истребителя 5-го поколения Су-57. За одно то, что наш монстр весом 20 тонн повторяет концепцию сверхсекретного американского самолета-невидимки F-117A «Ночной ястреб», ему можно смело давать «бронзу».

Дело в том, что данный тип летательных аппаратов буквально обречен на тяжелейшую проблему аэродинамической нестабильности. Значит, нужны такие вычислительные мощности, которые не могут не впечатлить американцев. Добавьте сюда почти три тонны боевой нагрузки и 6 тыс. км дальности, вот и получится вызывающая глубокое уважение машина. Правда, ее еще нужно довести до ума...

Далее идут «китаец» GJ-11, «американцы» X-47B и Avenger, германо-испанский дрон EADS Barracuda, опять «китаец» Wing Loong II, «турок» Tai Aksungur. Замыкает топ-десятку опять «американец» MQ-9. Как видите, хваленого турецкого Bayraktar TB2 в списке нет. Этот дрон хорош, оказывается, для третьестепенных войск, вроде армий Азербайджана или Украины, поскольку предназначен исключительно для борьбы со слабым или плохо вооруженным противником. В реальности время «Байрактаров» прошло или уходит.

Все вышеперечисленные системы из топ-десятки могут работать в условиях отсутствия связи с оператором, тогда как другие типы дронов критически зависят от управления с земли.

Тем не менее, сейчас в локальных войнах и конфликтах наибольшую нагрузку несут беспилотники попроще. Они являются добротными радиоуправляемыми авиамоделями с отменным техническим зрением. У нас это компактные БПЛА-разведчики «Орлан-10» и «Орлан-30», а также ударные дроны «Форпост» и «Иноходец». Да, в российской армии их много, особенно первых двух. На самом же деле, речь идет об оружии войны с третьими странами.

Недаром же ВВС США настаивают на поточном производстве «искусственного интеллектуала-убийцы» XQ-58 Valkyrie. Именно ему, в первую очередь, уготована роль пушечного мяса, тогда как летчики на F-15, F-16, F-22 и F-35 не полетят напролом враждебной ПВО и на воздушные бои начала войны. В этом плане Путин прав, что российской «оборонке» нужно поторопиться с новыми моделями. Несмотря на ура-патриотические заявления, российской армии необходимо иметь не только впечатляющий демонстратор, каким сегодня является С-70 «Охотник», а целый завод по его серийному выпуску.

Но здесь возникают трудности совсем другого характера, прежде всего с наличием (точнее с отсутствием) отечественной элементной электронной базы, а также сенсоров, не уступающих датчикам, сделанным в США.