Тайны Великой Отечественной и Волжская Атлантида: подводные искатели из Тольятти исследуют глубины двух морей
Погружение для открытий 25 лет поисковой работы, 35 экспедиций, более полусотни обследованных объектов, свыше 300 поднятых со дна артефактов. Таковы итоги работы поисковиков "ЭПРОНа" за минувшие годы. Они каждый год отправляются на берега Чёрного моря и организуют подводные поиски в местах сражений и десантов времён Великой Отечественной войны. Для многих из них занятие подводной археологией из хобби превратилось в дело жизни. Надо сказать, что большая часть найденных "ЭПРОНом" кораблей пролежала на дне многие десятки лет, и только благодаря поисковикам клуба стало известно их местонахождение. Фото: Поисковики клуба "ЭПРОН" во время очередной экспедиции исследуют на дне Чёрного моря найденные артефакты времён Великой Отечественной войны / скриншот с видео Как рассказал Станислав Долгов, почти с самого начала их поездок на черноморское побережье и попыток приоткрыть тайны морских глубин, где покоятся погибшие корабли, стало понятно, что это не дайвинг в общепринятом понимании, а исследовательская работа: поиск и идентификация затонувших судов. По его словам, почти каждая экспедиция приносила новые открытия и уникальные находки. - Как известно, в Черном море находится много свидетельств Великой Отечественной войны. Поначалу мы приобрели подводное снаряжение и начали погружаться бессистемно: находили ржавые предметы, остовы затонувших военных судов. Становилось все интереснее. Потом начали обращаться к архивам, занялись исследованиями. Изучали историю войны, определяли примерные координаты мест боев и высадки десантов. Фото: Базовый лагерь экспедиции клуба "ЭПРОН" на берегу Чёрного моря, на Таманском полуострове / скриншот с видео В музее клуба "ЭПРОН" большую часть занимает экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Увековечивание памяти погибших, как считает Станислав Долгов, - главная задача его команды. Здесь более полутора сотен свидетельств подвига русского оружия. Трагические истории десантов. Свидетельства славных побед. Предметы, попавшие на дно вместе со своими владельцами и кораблями. Суда, ставшие братской могилой. Многие найденные тольяттинцами на дне морей и рек корабли и самолеты были идентифицированы и учтены как памятники истории. - Изучение артефактов начинается после экспедиций. Например, привозишь гильзу с маркировкой, и надо понять, с какого она корабля. Выясняю это по архивным данным. Так, одну искорёженную взрывом гильзу мы подняли с "Малого охотника за подводными лодками" (катер типа МО-4) СКА-055. Котелок солдата подняли с мотобота в Керченском проливе, который в ноябре 1943 года подорвался на мине во время военной операции по освобождению Крыма. В котелке даже сохранились остатки муки. Морские десантники брали с собой продукты с расчётом на несколько дней. О находках и экспедициях я рассказываю школьникам, которые приходят в наш музей. Фото: Морские находки в музее подводного поискового клуба "ЭПРОН" / Татьяна Петунина Фото: Музей подводного поискового клуба "ЭПРОН" / Татьяна Петунина Фото: Музей подводного поискового клуба "ЭПРОН" / Татьяна Петунина Белые пятна Чёрного моря Черноморские экспедиции тольяттинцев официальные и проходят по согласованию с Минобороны России. Клуб "ЭПРОН" входит в "Поисковое движение России". Поисковики уведомляют о своих работах МВД и ФСБ, ведь на дне моря можно обнаружить взрывоопасные предметы, которые без специального оборудования и навыков поднимать нельзя. Станислав Долгов пояснил: - Как правило, мы заранее определяем район поисков, исходя из исторических фактов. Выходим в море и начинаем ходить вокруг обозначенного на карте места с эхолотом. Используем в основном легководолазное снаряжение, которое позволяет погружаться до 40 метров. В подводных поисках помогают гидролокаторы бокового обзора. Поиск - дело рутинное, и можно много дней сканировать огромные акватории и ничего не обнаружить. Но мы продолжаем вести планомерную разведку. И удача часто нам сопутствует. Фото: Погружение команды клуба "ЭПРОН" на дно Чёрного моря в поисках артефактов / скриншот с видео Например, один из военных бронекатеров Азово-Черноморской флотилии - БКА-073, который участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции осенью 1943 года, Станислав искал пять лет. Он знал, что корабль погиб 2 ноября в районе Тамани: пошёл ко дну после прямого попадания авиабомбы. Изначально такие бронекатера предназначались для военных операций на реках. Они участвовали в Сталинградской битве. Но и на море зарекомендовали себя как надёжные и грозные корабли. Фото: Бронекатер времён Великой Отечественной войны с пушкой Лендера / из архива Станислава Долгова - Этот бронекатер уникален тем, что на них устанавливали башни от танков (Т-34 и других). Его еще называли речной танк. А наш катер, который я искал, был с пушкой Лендера - это первое зенитное орудие дореволюционной России. Когда в 1943 году башен от Т-34 не хватало, то эти пушки времен Первой мировой войны ставили на бронекатера. Разыскиваемый нами катер был один из 15-ти с такими старыми орудиями образца 1914 года. После долгих поисков нам наконец улыбнулась удача. В 2006 году в районе Керченского пролива, недалеко от мыса Панагия у Таманского полуострова, мы обнаружили обломки этого бронекатера и обе пушки Лендера рядом с ним. Позже выступили с инициативой подъёма одного из орудий и установки его в качестве памятника. Фото: Зарисовка погибшего бронекатера БКА-073 с пушкой Лендера по его расположению на дне Чёрного моря, сделанная Станиславом Долговым / предоставлено автором рисунка Через четыре года - 8 мая 2010-го, в канун 65-летия Победы - пушку Лендера установили на мысе Тузла (Таманский полуостров) в качестве памятника погибшим советским десантникам 1943-1944 годов в битве за Крым. Сейчас мемориал находится на въезде на Крымский мост. Фото: Памятник советским десантникам, погибшим в 1943-1944 годах в водах Керченского и Таманского залива в битве Керченско- Эльтигенской десантной операции, находится на подъезде к косе Тузла / из архива Станислава Долгова Другой артефакт, поднятый тольяттинцами в 2000 году со дна Чёрного моря, - дивизионную пушку 76 мм ЗИС-3 образца 1942 года - можно увидеть возле Анапского краеведческого музея. Фото: ЗИС-3 образца 1942 года возле Анапского краеведческого музея / из архива Станислава Долгова - Много лет назад я снял документальный фильм о наших экспедициях "Белые пятна Чёрного моря". Мы исследуем морское дно, ставшее памятником трагедий той страшной войны, но неизвестных "белых пятен" остается еще очень много. В Чёрном море мы исследовали около 70 объектов, привезли сотни артефактов. Это зачастую ржавые детали кораблей и вооружение, предметы амуниции солдат и матросов, но за ними судьба людей, судьба кораблей, история нашей страны. Фото: Станислав Долгов во время экспедиции на Таманском полуострове / скриншот с видео "Рот-фронт" - наш "Титаник" В 2017 году в южной части Керченского пролива, на глубине 13 метров, поисковики "ЭПРОНа" обнаружили фрагмент носовой части корабля и разбросанные на 60 метров обломки грузового судна. О том, что принадлежат они погибшему в ноябре 1941 года теплоходу "Рот-фронт", стало известно только в 2019-м. Фото: Найденный в Керченском проливе фрагмент теплохода "Рот-фронт" / скриншот с видео Как уточнил Станислав Долгов, на этот корабль 4 ноября 1941-го погрузили оборудование Керченского завода имени Кирова. На нем эвакуировались тогда и рабочие предприятия с семьями, а также ребятишки из местного детского дома. В советское время умалчивали реальное число пассажиров "Рот-фронта". Теплоход затонул при выходе из Керченского пролива после атаки немецких самолётов. По официальным данным, погибли 13 человек экипажа. На самом деле - больше тысячи. Известно, что спаслись чуть больше 50, и среди них не было ни одного ребенка, старика и женщины. Фото: Теплоход "Рот-фронт" (слева) в сравнении с "Титаником" в экспозиции музея клуба "ЭПРОН" / Татьяна Петунина - Большую часть судна подняли после войны, в 1953 году. На дне оставались обломки носовой части. Тогда только-только к власти пришел Никита Хрущёв, отгремела годовщина Октябрьской революции, поэтому о масштабах трагедии не говорили. В нашем музее хранится деревянный фрагмент палубы "Рот-фронта". Он, как и многие находки со дна Чёрного моря, изъеден морским червем. В 2010 году недалеко от этого места мы нашли остатки корпуса немецкого торпедного катера. Он подорвался на мине на входе в Керченский пролив. Обломки разметало на 400 метров. Артефакты и фрагмент торпеды с этого катера есть в нашем музее. Фото: Деревянный фрагмент палубы теплохода "Рот-фронт" (слева) и артефакты с немецкого торпедного катера в музее клуба "ЭПРОН"/ Татьяна Петунина К слову, прежде чем строить Крымский мост, акваторию в районе Керченского пролива очистили от взрывоопасных предметов, найденных во время поисковых экспедиций клуба "ЭПРОН". Бумажные корабли В музее представлены не только артефакты времен Великой Отечественной войны, но и модели военных кораблей. Самое удивительное, что сделаны они из картона. Автор всех бумажных шедевров - многократный чемпион России по стендовому судомоделизму тольяттинец Алексей Рыжов. Для музея он изготовил более десятка таких кораблей, причем на создание только одного экземпляра порой уходило до года ежедневной кропотливой работы. Фото: Одна из экспозиций в музее клуба "ЭПРОН" / Татьяна Петунина В музее можно увидеть крейсер "Варяг", линкоры - немецкий "Шарнхорст" и японский "Майя" и многие другие. Тысячи деталей, которые можно разглядывать сквозь увеличительное стекло и даже не догадываться, что они сделаны из бумаги! Фото: Для музея клуба "ЭПРОН" Алексей Рыжов изготовил более десятка бумажных кораблей / Татьяна Петунина Фото: Модели военных кораблей, сделанные Алексеем Рыжовым / Татьяна Петунина К слову, в музее можно увидеть не только свидетельства войны 1941-1945 годов. Здесь и эхо Русско-турецкой и Крымской войн: артефакты эпохи парусного флота представлены на отдельном стенде. Свинцовые пули русского оружия, а также французской и английской армий, предметы быта, оснастка парусных кораблей - всё это найдено в местах баталий и гибели судов времен адмиралов Ушакова и Нахимова. Для любителей утраченных цивилизаций представлены артефакты периода Древней Греции. Монеты, фрагменты амфор, украшения, фрагменты оружия - каждый сможет прикоснуться к периоду от VI века до н. э. до II века н. э. Фото: Музей клуба "ЭПРОН" / из архива Станислава Долгова Часто подводным искателям встречаются и предметы, пролежавшие на дне миллионы лет, - это окаменелости древних животных. Особое место в музее занимает экспозиция находок из Волжского Ставрополя. По улицам затопленного Ставрополя Многие годы поисковики клуба "ЭПРОН" погружаются на затопленный Ставрополь. "Улицы старого города" находятся в акватории Куйбышевского водохранилища, которое считается самым крупным на Волге, за что неофициально именуется Жигулёвским морем. Больше двух десятков лет исследователи клуба "ЭПРОН" сканируют дно, обследуют остовы старых строений, составляют их описание и карту найденных объектов. Они сделали множество снимков остатков нашей Волжской Атлантиды. На них видны следы фундаментов домов и очертания улиц (фотографии подводного города представлены в музейной экспозиции). Фактурных находок не так много: лампа, пуговицы, утюги, портновские ножницы, ухват, гребень. Один из уникальных экспонатов, который сейчас хранится в музее, бутылка боржоми 1953 года. Не все знают, что Ставрополь был еще городом-курортом, куда приезжали поправить здоровье в кумысолечебницу. Фото: Экспозиция находок из Ставрополя-на-Волге в музее клуба "ЭПРОН" / Татьяна Петунина Ставрополь-на-Волге был основан в 1737 году известным историком, географом и государственным деятелем Василием Татищевым как город-крепость для переселения крещёных калмыков и защиты русских земель от набегов кочевников. На своём месте город простоял 218 лет. Как рассказал Станислав Долгов, он был вытянут вдоль Куньей воложки (притока Волги) примерно на 4-5 км. В ширину занимал около 1,5 км. Напротив него располагался большой Калмыцкий остров. - Подготовка переноса города из-за строительства гидроузла Жигулевской ГЭС началась еще в конце 1940-х годов. Переселение жителей в новый город продолжалось с 1953-го по 1955 год. В этот период разбирали и перевозили дома и здания. Для нового города выбрали возвышенное место - примерно в 10 км от старого Ставрополя. В ноябре 1955 года началось постепенное наполнение Куйбышевского водохранилища. Плотина ГЭС подняла уровень Волги на 27 метров. В целом в зону затопления вместе со Ставрополем попали 270 населённых пунктов, в том числе 17 городов и райцентров. Известно, что перенесли более 2,5 тысячи строений. В то время не спасали только каменные дома, которые подлежали взрыву. Так, в мае 1955 года разрушили самое старое церковное сооружение Ставрополя - Троицкий собор. Некоторые здания разбирали на кирпичи. Фото: Ставрополь-на-Волге в 1949 году / из архива Владимира Самарцева Надо сказать, что комплекс из шести строений (в районе современного Портпосёлка) стал единственным уцелевшим при затоплении Ставрополя. Ранее его занимала Земская больница. После перенесения учреждения в другое место здесь находилась турбаза, а затем спортивная школа. После этого бывшая Земская больница пришла в запустение. Ныне там располагается Свято-Воскресенский монастырь. Примечательно, что в этом монастыре есть своя святыня - икона Святой великомученицы Варвары, которую по легенде обрели рыбаки на Жигулевском водохранилище. Бытует легенда, что икона всплыла из одного из храмов Ставрополя. Конечно, это вымысел. Все храмы были взорваны, и от города на дне остались лишь фундаменты. Даже деревья и кустарники спиливались, а весь мелкий хлам сбрасывался в погреба и колодцы. Примерно там, где сейчас находятся набережная и памятник Василию Татищеву, было Ставропольское кладбище. Оно попало в зону затопления наполовину, но всё равно большинство захоронений перенесли. Остались безымянные могилы, в том числе строителей ГЭС - около 300 женщин, заключенных Кунеевлага. До сих пор, когда вода отходит от берега, здесь находят кости и фрагменты могил. Из старых строений Ставрополя сохранился еще санаторий "Лесное" в зеленой зоне. Фото: Ставрополь-на-Волге в 1949 году, вдали видна возвышенность, где сейчас находятся набережная и памятник Василию Татищеву/ из архива Владимира Самарцева Станислав Долгов рассказал: - Одно время, еще до строительства набережной, здесь можно было видеть бетонные столбы, которые шли вдоль Волги. Это была улица Ставрополя. Город перенесли настолько чисто, что хлама почти не осталось. Весь не вывезенный скарб складывали в подвалы или колодцы и зарывали. Погружаешься и идешь по улицам затопленного Ставрополя и видишь сплошной песок. Изредка попадаются пеньки и фундаменты домов и зданий. Например, мы нашли фундамент Троицкой церкви. Сейчас собираем данные для составления карты затопленного города. Усложняет задачу то, что год от года усиливается течение, случаются штормы. Фундаменты заносит песком. Фото: Когда-то с этого места открывался вид на Волжский Ставрополь, а сейчас видны просторы Жигулёвского моря / Татьяна Петунина Руководитель "ЭПРОНа" показал карту Куйбышевского водохранилища, на которой отмечено место, где располагался старый город. На другой уникальной карте, составленной Станиславом, отмечено русло Волги до перекрытия плотиной и подъема воды на 27 метров. На старом русле реки, по словам Станислава Долгова, есть еще одно уникальное место и мало кто об этом знает: самая глубокая точка Волги - 44,5 м. В 2010 году "эпронцы" там погружались. - Впервые нога человека, обутая в ласты, ступила на дно самой глубокой точки Волги! - шутит Станислав. Фото: В месте, отмеченном на карте синим флажком, находился Ставрополь, а там, где жёлтый флажок, самая глубокая точка Волги - 44,5 м. Эту карту Жигулёвского моря со старым руслом реки составили поисковики клуба "ЭПРОН" / Татьяна Петунина Как говорят члены клуба "ЭПРОН", они посвятили себя служению истории, точнее, той её части, что сокрыта от большинства людей - истории затонувших кораблей, истории городов, скрытых в глубинах морей, истории нашей страны. К команде клуба могут присоединиться все желающие. Фото: Памятник основателю Ставрополя-на-Волге Василию Татищеву установили в Тольятти в 1998 году. Он находится на возвышенности, с которой до середины 1950-х годов можно было увидеть старинный город / Татьяна Петунина