«Я взлетел в суровом краю вечной зимы» Как российский летчик совершил первый арктический полет в мировой истории

Специалисты Русского географического общества (РГО) и военные исследователи реконструировали маршрут полетов первого полярного летчика России Яна Нагурского, который в 1914 году искал пропавшие экспедиции Георгия Седова и других полярников в районе Новой Земли. Два вертолета Ми-8 с участниками реконструкции пролетели мимо мыса Борисова, полуострова Адмиралтейства, Архангельской губы и острова Панкратьева. 107 лет назад именно этот маршрут на французском биплане Farman MF.11 впервые преодолел поручик Нагурский, который стал пионером арктических полетов. Историю легендарного летчика вспомнила «Лента.ру».

«Я взлетел в суровом краю вечной зимы» Как российский летчик совершил первый арктический полет в мировой истории
© Lenta.ru

1955 год. Известный польский путешественник и автор книг о полярных исследованиях Чеслав Центкевич читает лекцию в переполненном зале — и в какой-то момент начинает говорить о героях Арктики. Среди прочего, Центкевич упоминает русского летчика Яна Нагурского, «забытого пионера авиации, погибшего в 1917 году». В этот момент в зале поднимается немолодой мужчина, который говорит: «Ну, во-первых, я не совсем русский, а во-вторых, я вовсе не умер». Лектор потерял дар речи, а публика с изумлением уставилась на мужчину, которым действительно был Ян Нагурский — пионер арктических полетов.

***

Ян Нагурский родился 8 февраля 1988 года в городе Влоцлавек Варшавской губернии Царства Польского, которое в конце XIX века было частью Российской империи. Его отцом был простой мельник, и средств в небогатой семье едва хватило на то, чтобы мальчик окончил шесть классов гимназии.

В 17 лет Нагурский сдал экзамен и стал учителем в сельской школе, а через год его приняли в Одесское юнкерское пехотное училище. Окончив его в 1909 году, молодой человек отправился служить в 23-й Сибирский стрелковый полк в Хабаровске. После года службы Ян решил продолжить образование, подал документы в Санкт-Петербургское Высшее морское инженерное училище и поступил туда.

В 1911 году Нагурский стал курсантом Императорского Всероссийского аэроклуба, где познакомился с Петром Нестеровым, основоположником высшего пилотажа. Вскоре Яна как способного пилота взяли в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу: в 1913 году он получил звание военного летчика, параллельно защитив диплом морского инженера.

Год спустя поручика Нагурского вызвал к себе глава Главного гидрографического управления Михаил Жданко. В то время управление по команде от Морского министерства должно было начать поиски трех полярных русских экспедиций, от которых не было вестей, — Владимира Русанова, Георгия Седова и Георгия Брусилова. Жданко поставил перед Нагурским задачу выяснить, можно ли использовать аэропланы для ведения поисков в Арктике.

Дорога за полярный круг

Между тем офицер Нагурский понимал, что проверить свои слова ему предстоит лично, но российской техники для выполнения полетов в Арктике в то время просто не было. Поэтому поручика отправили во Францию, на завод Фармана для покупки биплана Farman MF.11. Самолет с поплавками для взлета с воды и посадки на нее был способен нести груз в 300 килограммов и развивать скорость до 100 километров в час.

Запаса топлива на борту Farman MF.11 хватало на пять-шесть часов полета

Нагурский хотел выписать из Франции и местного механика. Но французские специалисты, узнав о том, что поручик собирается летать в Арктику, ответили отказом. Проведя около 20 испытательных полетов на Farman MF.11, Нагурский увез упакованный в ящики самолет в Россию.

Гидросамолет Яна Нагурского Farman MF.11 в бухте Крестовая губа на Новой Земле. Фото: Wikipedia

1 августа 1914 года на судне «Эклипс» Нагурский вместе с техникой прибыл в Александровск-на-Мурмане (ныне город Полярный). Там самолет перегрузили на пароход «Печора», а к Яну присоединился авиатехник — матрос из Севастополя Евгений Кузнецов, ранее работавший с аэропланами. Руководил экспедицией капитан 1-го ранга Исхак Ислямов.

Он поставил перед Нагурским задачу обследовать с воздуха район побережья Новой Земли от Крестовой губы до полуострова Панкратьева

16 августа 1914 года пароход «Печора» достиг Крестовой губы, но двигаться дальше из-за льдов он уже не мог. Тогда Нагурский и авиатехник Кузнецов стали собирать Farman MF.11 при почти нулевой температуре воздуха. В этих суровых условиях сборка самолета заняла двое суток.

«Самолет с трудом поднялся надо льдами»

Утром 21 августа 1914 года Нагурский взлетел впервые, сделал несколько кругов и приводнился: полет прошел успешно. Тогда, чтобы не терять времени, он взял на борт запас продовольствия на десять дней, винтовку и лыжи. В 16:30 поручик вместе с авиатехником Кузнецовым вновь поднялся в воздух и отправился на поиски полярных экспедиций.

Из воспоминаний Яна Нагурского:

«Тяжело груженный самолет с трудом поднялся надо льдами, но затем стал быстро набирать высоту; перед нами открывались все более красивые виды. Направо находился остров с грядами островерхих хребтов и спускавшимися по ним ледниками, налево — белый океан, на котором кое-где виднелись темные пятна открытой воды.

Все они искрились, как бы обсыпанные миллионами бриллиантов, в лучах незаходящего солнца. Сознание, что я первый человек, который взлетел на самолете в этом суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало сосредоточиться».

Ян Нагурский у самолета в Арктике. Изображение: GoArctic

Нагурский и Кузнецов находились в воздухе 4 часа 20 минут: за это время они преодолели расстояние 450 километров. Первый арктический полет в мировой истории завершился успешно.

Мечты о Северном полюсе

Всего за время полярной экспедиции Ян Нагурский совершил пять долгих разведывательных полетов вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Найти следы исчезнувших полярных экспедиций летчику не удалось.

Но поручик Нагурский выполнил другую, не менее важную задачу: он доказал возможность применения авиации в Арктике. Кроме того, он стал пионером арктической ледовой разведки. В октябре 1914 года Ян Нагурский подготовил доклад об итогах своего участия в экспедиции и дополнил его проектом первого в истории авиаперелета к Северному полюсу.

Ян Нагурский (второй слева) на борту парохода «Печора», возвращающегося в сентябре 1914 года с Новой Земли на материк. Фото: Архив семьи Яна Нагурского

Николай II по достоинству оценил отчет Нагурского и наградил летчика орденом Святой Анны 3-й степени. Вполне вероятно, что поручик совершил бы еще немало подвигов за полярным кругом, но из-за Первой мировой войны развитие арктической авиации было приостановлено.

В итоге план Нагурского об авиаперелете к Северному полюсу в 1937 году воплотил в жизнь герой Советского Союза Валерий Чкалов. Самолет АНТ-25 под его командованием совершил первый беспосадочный полет через Северный полюс из Москвы в американский Ванкувер.

Жизнь в тайнах

После Арктики Ян Нагурский стал командиром авиационного дивизиона Балтийского флота и продолжил эксперименты в небе. Именно он впервые сумел выполнить так называемую петлю Нестерова на гидросамолете.

Он также отличился в боях на Балтике и был отмечен двумя орденами — но тогда же возник слух и о том, что пионер арктических полетов погиб

Дело в том, что в 1917 году в ходе одного из воздушных боев над Балтийским морем самолет Яна Нагурского подбили, но ему вместе с механиком удалось выпрыгнуть из машины в спасательных жилетах. Они провели в воде два часа, после чего им улыбнулась удача в виде подводной лодки, которая доставила обоих в Ригу.

Ян Нагурский с фото Farman MF.11. Фото: Bernard Koszewski / Архив семьи Яна Нагурского

Но случилось так, что про подбитый самолет Нагурского узнали многие, а вот новость о том, что легендарный летчик спасен, осталась незамеченной. Отсюда и пошел слух о его смерти. Впрочем, в том же 1917 году насчет судьбы Нагурского ходили и другие слухи.

Поговаривали, что летчика вообще не сбивали, а отстранили от полетов из-за подозрений в шпионаже в пользу Германии

Возможно, основанием для таких разговоров стал тот факт, что авиатор несколько месяцев провел в тылу без должности. А в сентябре съезд гидроавиации Балтийского флота по неизвестным причинам потребовал от Нагурского «оставить службу в Морской авиации». Но большевики оценили опыт и знания летчика: в декабре 1917 года он получил работу в испытательном отделе Управления морской авиации.

С небес на землю

На новом месте Нагурский пробыл недолго: в январе 1918 года он оформил двухмесячный отпуск по состоянию здоровья и отправился в Польшу, но обратно уже не вернулся. Много лет спустя Нагурский утверждал, что просто не смог добраться до Петрограда.

Впрочем, по некоторым данным, летчик просто решил для себя, что не будет сотрудничать с большевиками — но не станет и воевать против них.

Поэтому, оказавшись в Польше, Нагурский скрыл свое офицерское звание и опыт военного летчика, благодаря чему смог избежать призыва в армию

Вначале он устроился на сахарный завод, а позже работал в Варшаве, где стал сотрудником конструкторских бюро сахарной и нефтяной промышленности. О том, что легендарный летчик жив, в то время знали единицы. Среди них, к примеру, был знаменитый конструктор Игорь Сикорский: он звал Нагурского к себе в США. А американский летчик Ричард Бэрд в 20-е годы лично приезжал к Нагурскому в Польшу, чтобы узнать секреты полетов в Арктике.

Ян Нагурский сумел пережить немецкую оккупацию, а затем продолжил трудиться в одном из конструкторских бюро уже в социалистической Польше

Он даже не догадывался, что в 1947 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа был открыт ледовый аэродром, названный в его честь. И кто знает, как бы сложилась судьба Нагурского в дальнейшем, если бы он не появился на той самой лекции Чеслава Центкевича.

Спустя год после нее Ян Нагурский посетил Советский Союз, где встретился с ветеранами авиации, а по возвращении в Польшу выпустил две книги воспоминаний. За свои заслуги он получил «Орден Возрождения Польши». Легендарный летчик ушел из жизни в 1976 году.