Авиакатастрофа в Татарстане. Гибель парашютистов и вопросы о техническом состоянии самолета
Трагедия с участием L-410, которую уже можно называть очередной, произошла в воскресенье, 10 октября, под городом Мензелинск в Татарстане. Как сообщил глава республики Рустам Минниханов, поднявшись на высоту 70 метров борт запросил экстренную посадку — у самолета, в котором находились 14 начинающих парашютистов и шестеро инструкторов, отключился двигатель. По неподтвержденным данным, L-410 начал снижаться и разворачиваться — и зацепил крылом припаркованный грузовик.
В авиакатастрофе погибли 16 человек, остальных пассажиров госпитализировали в тяжелом состоянии. На разбившемся самолете ранее летал парашютист-инструктор Андрей Яруткин, среди погибших — двое его близких друзей:
— Весной приезжал, прыгал, все хорошо. Это очень прославленный аэроклуб, техника там очень надежная. В комментариях «диванные эксперты» пишут всякую ерунду, техника там абсолютно исправная и очень хорошая. И в этом я лично убеждался много раз. Этот аэроклуб воспитал очень много выдающихся спортсменов, которые сейчас стали мастерами спорта, а кто-то чемпионами России, Европы, мира. То, что случилось, — несчастный случай.
— Самолет легкомоторный, на котором их перевозили, L-410, он вам знаком?
— Да, L-410 591 был, я на нем тоже летал. Очень хороший самолет, высоту набирает очень быстро, скороподъемность у него хорошая, двигатели работают отлично. Авиатехнический состав там тоже на высшем уровне, туда простого автослесаря, допустим, никто не возьмет.
Среди возможных причин трагедии называют столкновение с птицей, перегруз самолета и техническую неисправность. Первый сценарий назвал «предварительной версией» глава Мензелинского района Татарстана Айдар Салахов. В пользу второго говорят технические характеристики самолета — по документам L-410 может поднять в воздух 19 человек и двух членов экипажа, в данном случае пассажиров было на одного больше. Произошедшее комментирует заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский:
— Если самолет идет с задранным носом, на малой скорости, и если он будет брать на себя для того, чтобы уйти от земли и набрать высоту, то в этом случае будет только усугублять положение — фактически увеличится вертикальная скорость. А если будешь отдавать, рядом земля, куда ее отдать. То есть надо просто выдержать этот момент, чтобы уйти на большую скорость, тогда он полетит уже нормально. Здесь просто времени у них уже не было, потому что все рядом было.
— Сообщается, что самолет использовался с 1987 года. Много ли это для самолета?
— Это не играет роли, важно только, что он исправен был сам по себе, то есть выполнялись регламенты по двигателю, по самолету, по оборудованию. Если это все сделано, то фактически, значит, тогда все указывает на ошибку пилотирования, и не то что ошибка, а вообще распределение груза. Этот момент очень критичный для этого самолета.
L-410 Turbolet — один из самых распространенных самолетов в российском парашютном спорте. Модель, разработанная в 60-х годах в Чешской ССР, предназначена для эксплуатации в сложных условиях — на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами и неподготовленных грунтовых или снежных площадках.
The Telegraph называет L-410 одним из «самых небезопасных самолетов». За 60 лет чешская Aircraft Industries выпустила более 1200 бортов этой модели, более 100 из них — почти 10% — с тех пор разбились.
С начала года в России произошли еще две авиакатастрофы L-410 — в Кемеровской и Иркутской областях, оба раза с погибшими. О модели рассказывает летный директор аэроклуба «Аист-М» Вячеслав Маркалов:
Вячеслав Маркалов летный директор аэроклуба «Аист-М» «У нас был, мы эксплуатировали его шесть лет, очень хороший самолет. Но есть свои недостатки, там небольшая дальность, тихоходная машина, но для парашютистов это идеальный самолет, почти все клубы Московской области используют L-410. Но отказы случаются, к сожалению, это электронная техника, сложная достаточно, поэтому отказы могут быть в любой момент. Жаль, что так происходит, с гибелью людей».
В защиту L-410 выступает AirlineRatings. По мнению главного редактора портала и писателя Джеффри Томаса, дизайн воздушного судна редко становится причиной авиакатастрофы — в первую очередь роль играют погодные условия, действия пилота и качество обслуживания самолета. Уголовное дело по факту авиакатастрофы под Мензелинском будут расследовать в центральном аппарате СКР. 11 октября в Татарстане объявлено днем траура.