Дважды Герой Советского Союза Андрей Боровых жил в микрорайоне Заря в Балашихе
Легендарный ас Великой Отечественной войны Андрей Егорович Боровых работал на расположенном в нашем районе Центральном командном пункте в должности командующего авиацией ПВО страны с 1969 по 1977 год. Он сменил на этом посту генерал-лейтенанта Анатолия Леонидовича Кадомцева, погибшего при испытаниях экспериментального образца самолёта МИГ-25П в Астраханской области. Андрей Боровых родился 30 октября 1921 года в Курске. Отец был бойцом пожарной дружины. Ещё подростком Андрей строил планеры и летал на них. По путёвке комсомола поступил в аэроклуб, успешно окончил его. В Курском небе впервые поднялся на учебном спортивном самолёте. «Аэроклуб Осовиахима дал путевку в военную авиационную школу, где преподаватели и инструкторы формировали у нас качества, необходимые для боя, для победы», — рассказывал Андрей Егорович. Чугуевское военное училище лётчиков, переименованное в марте 1941 года в Чугуевскую военную авиационную школу, он окончил в том же году и был приглашён в школу работать инструктором. Инструкторами оставляли лучших из лучших. Стоит отметить, что выпуск 41-го года не имел себе равных в истории советских ВВС. В его числе — 54 Героя Советского Союза, четыре дважды и один трижды герой. В течение последующих трёх с половиной лет они собьют в воздухе около 1000 неприятельских машин. Боровых рвался на фронт, и в декабре 1941-го своего добился. Победу одержал в первом же бою — 16 февраля севернее Торопца сбил «Хейнкель-12». За последующие полтора месяца добавил в список трофеев ещё десять самолётов врага, в том числе огромный военно-транспортный «Юнкерс-52» и редкий бомбардировщик «Дорнье-215». В 20 лет Андрей Боровых был признан лучшим лётчиком-истребителем Калининского фронта. Его назначили командиром звена, наградили орденом Красного Знамени. Вскоре лётчик провёл воздушный бой в районе Зубцова, где на глазах командующего фронтом генерал-полковника Ивана Конева сбил Ю-88 и Ме-109, получив благодарность за отличное ведение боя. «Лётчик должен не только в совершенстве владеть самолётом, но и обладать военной хитростью. Знания, помноженные на военную хитрость, — в этом успех боя, ключ к победе над самым сильным и коварным врагом», — говорил А.Е. Боровых И это были не просто красивые слова. Полк Боровых так до конца войны и оставался полком асов. С июля 1944-го по 14 января 1945-го 157-й истребительный авиаполк произвёл 864 боевых вылета, в воздушных боях сбил 35 самолётов противника, потеряв семь самолётов и шесть лётчиков. Всего за первые два года войны на Калининском и Центральном фронтах А.Е. Боровых лично сбил 12 самолётов противника и 14 самолётов в группе. За эти подвиги командиру звена 157-го истребительного авиационного полка младшему лейтенанту Андрею Егоровичу Боровых Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1077). Особая страница в его боевой биографии — участие в битве за родной Курск. «Когда немцы бросили на город сотни бомбардировщиков, он (Боровых — И.Д.) атаковал их с особым ожесточением, словно чувствовал, что снизу за ним с надеждой наблюдают отец, мать, все его земляки. В этом бою лётчик уничтожил два неприятельских самолёта. Боровых пронёсся на бреющем над улицей, где стоял его дом, и бросил вымпел с запиской, адресованной родным. Пехотинцы нашли это послание и передали его матери Андрея. Весточка от сына немного утешила её», — писал о тех боях маршал авиации С.И. Руденко в книге «Крылья Победы». В иные дни приходилось совершать 5-6 боевых вылетов. «Зачастую садились только за тем, чтобы заправиться горючим и боеприпасами. За время воздушных боёв под Курском мне удалось уничтожить 8 вражеских самолётов. Но в одном из боёв я был сбит сам, легко ранен и спасся только благодаря парашюту», — вспоминал Андрей Егорович. Он выбросился с парашютом из горящей машины, но на следующий день, едва вернувшись в полк, вновь вылетел на боевое задание. Позднее он узнает, что отец, Егор Григорьевич, погиб при налёте немецкой авиации на Курск. После Курской битвы Андрей Егорович участвовал в боях за Новгород-Северский, Глухов, Чернигов. Осенью 1944 года началась череда тяжёлых боев за Белоруссию и Польшу. Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи капитан Боровых был удостоен в 23 года, 23 февраля 1945 года, за сбитые в последующих 49 воздушных боях 19 вражеских самолётов. Свою последнюю победу он одержит 16 апреля в небе Германии близ города Оберсдорф. Всего за годы войны А.Е. Боровых совершил более 470 боевых вылетов, провёл свыше 130 воздушных боёв, сбил лично 32 и в группе 14 вражеских самолётов. «Никогда не уклонялся от боя», — так писали о нём в изданном Воениздатом в 1973 году альбоме «Дважды Герои Советского Союза». «Боровых — лётчик исключительной отваги. В воздушных боях не знает страха. Смело вступает в бой с превосходящими силами врага», — так говорится о нём в наградном документе. После войны Андрей Егорович командовал авиационным полком, авиационными соединениями. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1957-м — Военную академию Генерального штаба. В 1958-1977 годах — на командных должностях в Московском и других военных округах ПВО, командующий авиацией ПВО страны. В 1966 году получил звание заслуженного военного лётчика СССР. В 1968 году А.Е. Боровых присвоено звание генерала-полковника авиации. С 1977 года — в запасе, работал военным консультантом в Институте военной истории Министерства обороны СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета СССР. Погиб при невыясненных обстоятельствах 7 ноября 1989 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Награды Героя в мае 2017 года были проданы на британском аукционе за 120 000 фунтов стерлингов. Игорь Дьяков
О боевом пути командира дивизии имени Ф.Э. Дзержинского Александра Епанчина