В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Путешествия с Ростехом: Ульяновск

– одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в , , , Туле, , и других городах, а сегодня отправляемся в – авиационную . Предприятия Ростеха, работающие здесь, во многом помогают городу удерживать это почетное звание.

Путешествия с Ростехом: Ульяновск
Фото: РостехРостех

Видео дня

От Симбирска до Ульяновска

Ульяновск удивляет своим расположением – лежит в междуречье Волги и Свияги, которые текут в противоположных направлениях. Ничего подобного не встретить в мире. Город был основан в 1648 году как крепость Синбирск, с целью защиты восточных границ Московского государства от набега кочевых племен. Со временем Синбирск переименовали в Симбирск – буква «м» в данном случае показалась более благозвучной.

Относительно названия города Синбирска существует много различных предположений. Считают, что оно произошло от чувашского языка, на котором слово «синбирск» означает «белая гора». Есть даже версия, что Синбирск скандинавского происхождения, от слов «Sinn» – путь, дорога и «Biarg» – гора.

В 1924 году Симбирск был переименован в Ульяновск. Как несложно догадаться, название связано со знаменитым уроженцем города – . Нигде не расскажут про вождя пролетариата так, как в Ульяновске. Ленину посвящены сразу несколько музеев в городе. Самый первый и наиболее аутентичный из них – дом-музей. Также можно посетить исторический музей-заповедник «Родина В. И. Ленина». Этот уникальный градостроительно-ландшафтный комплекс занимает 174 га в центре города.

С популярностью ленинских достопримечательностей в Ульяновске может сравниться только Музей истории гражданской авиации. Музеев с такой тематикой в России несколько, но в Ульяновске – самый большой. Уличная экспозиция представлена десятками самолетов и вертолетов. Это не только небольшие винтовые машины, но и «большие» пассажирские Ту-134, Ил-18 и другие. К каждому самолету можно подойти, а в некоторых и посидеть за штурвалом. Есть уникальные экспонаты – первый реактивный советский лайнер Ту-108 или первый в мире сверхзвуковой самолет Ту-144. В четырех залах музея собрана историческая экспозиция об истории авиации.

Ульяновску есть, что рассказать про авиацию. Недаром этот город называют «Авиационной столицей России». Здесь работает одна из трех летных школ в России, где учат пилотов гражданских самолетов – Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева. В Ульяновске расположены несколько ведущих предприятий авиастроительной отрасли. В их числе – входящие в структуру Госкорпорации Ростех: , , «АэроКомпозит-Ульяновск».

УКБП: начало приборостроения в Ульяновске

В сентябре Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП) отметило свое 80-летие. Именно столько лет назад здесь был основан завод №280, положивший начало приборостроению в Ульяновске. Тогда перед предприятием была поставлена ответственная задача – в кратчайшие сроки освоить и начать серийный выпуск изделий оборонного значения для танков и самолетов. Ульяновский завод с вызовом справился, и уже в военные годы здесь было выпущено около 300 тыс. различных приборов. Сегодня УКБП – один из лидеров авиаприборостроительной отрасли России. Оборудование, производимое на предприятии, используется на президентских самолетах, современных лайнерах и вертолетах.

В настоящее время предприятие входит в структуру Госкорпорации Ростех и имеет статус центра компетенции в области создания комплексов бортового оборудования для гражданских вертолетов. К примеру, УКБП – ключевой участник в разработке и производстве авионики для новейших вертолетов семейства Ми-171А. На ульяновском предприятии проводятся работы по комплексам оборудования для вертолета Ка-226Т, а также по модернизации Ка-32. Впрочем, все важнейшие программы не обходятся без УКБП – здесь создают оборудование для Ми-8АМТШ, Ми-28НМ, «Ансат», Ми-38 и другие.

Во всех без исключения проектах российских военных самолетов также есть оборудование, разработанное в УКБП. Это самолеты марки «Су» (Су-27СМ, Су-30СМ, Су-34, Су-35, Су-57), самолет Як-130, современные «МиГи»: МиГ-29К, МиГ-29КУБ.

Сегодня объемы производства на предприятии существенно увеличиваются. Это связано с выходом в серийное производство лайнера МС-21, участием в таких проектах как Ил-114, SuperJet New, Ил-96-400 и многих других. В частности, УКБП разрабатывает и производит значительную часть бортового радиоэлектронного оборудования для самолета МС-21.

Помимо авиационной техники, УКБП производит медицинскую продукцию – многофункциональные кресла и кровати с подъемными механизмами, ультразвуковые ингаляторы, обеззараживающие рециркуляторы воздуха. С началом пандемии коронавируса предприятие активно включилось в решение задачи по оснащению медучреждений необходимым оборудованием. На фоне выросшего спроса УКБП в четыре раза нарастило производство не только аппаратов для обеззараживания воздуха, но и всей медицинской продукции.

«Авиастар-СП»: специалист по «тяжеловесам»

Ровно 45 лет назад на берегу Волги было начато строительство Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. По своему масштабу оно практически не имело аналогов. Сегодня «Авиастар-СП» – самый большой в России и один из крупнейших в Европе авиационных заводов. Площадь всех зданий предприятия составляет 1,4 млн квадратных метров, а цеха занимают почти 700 тыс. квадратных метров.

Фото: Авиастар-СП

Авиакомплекс в Ульяновске создавался для выпуска крупнофюзеляжных самолетов. Здесь в 1985 году совершил первый полет самолет Ан-124 – самый большой из серийных грузовых самолетов в мире. Спустя пять лет над Ульяновском взлетел авиалайнер Ту-204, а в 2012-м году – первый модернизированный транспортник Ил-76МД-90А. Работы по созданию новой версии самолета Ил-76МД-90А и организации его серийного выпуска в Ульяновске велись в период с 2006 по 2014 год. Конструкторам компании «Ил» и специалистам «Авиастар-СП» удалось решить все задачи без привлечения иностранных компаний. Ил-76МД-90А – полностью отечественный самолет. Таким образом, на территории нашей страны, в Ульяновске, создана компетенция по серийному производству тяжелых транспортников.

Этот грандиозный проект потребовал обширной модернизации производственных мощностей. К примеру, на «Авиастар-СП» для сборки Ил-76МД-90А впервые в России при создании транспортных самолетов применяется современная поточная линия сборки с использованием цифровых технологий. В сентябре 2021 года первый «семьдесят шестой», собранный на новой поточной линии, передан в авиаполк военно-транспортной авиации, базирующийся в Ульяновске.

«АэроКомпозит-Ульяновск»: окрыляя современные лайнеры

Создание гражданских самолетов нового поколения требует разработки и внедрения новейших технологий на производстве. При конструировании лайнера МС-21 сделала выбор в пользу композитного крыла большого удлинения, образованного суперкритическими профилями нового поколения. Реализация конструкторских решений началась весной 2011 года в Ульяновске на производственных мощностях – заводе «АэроКомпозит-Ульяновск».

Фото: «АэроКомпозит-Ульяновск»

Это единственный в России завод по производству силовых элементов конструкций для авиации из композиционных материалов, создаваемых при помощи инфузионной технологии. Это разработка отечественных специалистов, которая впервые в мировой практике авиастроения применяется при изготовлении крупногабаритных конструкций (панелей кессона крыла) воздушного судна. Сегодня «АэроКомпозит-Ульяновск» входит в первую тройку заводов мирового уровня, специализирующихся на создании композитного крыла самолета.

Площадь завода «АэроКомпозит-Ульяновск» превышает 90 тыс. квадратных метров и рассчитана на полный технологический цикл изготовления элементов конструкций для воздушных судов: от выкладки вспомогательных материалов до окончательной сборки изделия.