Войти в почту

Древние «кукурузники» и огромные лайнеры: на каких самолетах летают дальневосточники

Советское наследие Ан-24 Советская машина – последний Ан-24 выпустили в 1979 году. Эти машины, практически выработавшие ресурс, используются на Чукотке и в Якутии. Как утверждают специалисты, безопасно летать на этих самолетах можно аж до 2030-х годов. Само собой, при должном обслуживании – поэтому цифра отчасти лукавая. Число происшествий и катастроф, случившихся с Ан-24, только растет. В течение последних десяти лет инциденты происходили с полутора десятком бортов. В России большая часть ЧП пришлась на Сибирь. В 2011 году самолет сибирской компании «Ангара» загорелся в воздухе. Он совершил вынужденную посадку в Обь. Погибло 7 пассажиров. В 2019 году у Ан-24 тойже компании отказал один двигатель. Самолет после аварийной посадки выехал за пределы полосы, столкнулся с очистным сооружением и загорелся. Погибли два человека. Ан-26 Именно такой самолет потерпел крушение на Камчатке этим летом. Ан-26 –бывший военный транспортник, переделанный в гражданский самолет. Его закончили производить в 1986 году, и он до сих пор активно используется – правда, в основном, в России, СНГ и разных странах Третьего мира. С этим, вероятно, связана повышенная аварийность: в каком-нибудь Мозамбике или Судане имеются проблемы и с обслуживанием, и с опытными пилотами. Только за последние пять лет в мире разбились или повредились почти три десятка Ан-26. Большая часть всех происшествий с Ан-26 на Дальнем Востоке приходится на Камчатку. Трагедия близ Паланы в этом году была не первой в регионе. Еще в 1995 году Ан-26 разбился близ поселка Оссоры. Тогда в результате столкновения с сопкой погибли 9 из 10 человек на борту. Ан-2 Настоящий динозавр, «кукурузник» Ан-2 используется в авиации почти 75 лет. Понятное дело, что технологичность и безопасность самолета оставляет желать лучшего. В России каждый год происходит 3-5 инцидентов с участием Ан-2. В том числе, на Дальнем Востоке: здесь на них летают во многих регионах, включая Бурятию, Забайкалье и Колыму. Только в прошлом году в аварию здесь угодило 2 «кукурузника». Один разбился в Магадане при взлете (никто не пострадал). Другой рухнул в бурятской тайге – место крушения обнаружили только в этом году. Ми-8 Один из самых вертолетов в мире, Ми-8 активно используется и в гражданской авиации. Особенно часто их используют дальневосточные операторы – прежде всего, для перелетов в труднодоступные районы. Ничего удивительного, что инцидентов с этими машинами за последние годы случилось много. Самый последний произошел на Камчатке в августе, когда Ми-8 с туристами рухнул в Курильское озеро. Одна из наиболее громких трагедий произошла в 2003 году, тоже на Камчатке. Тогда в результате крушения погиб губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, а также полтора десятка островных чиновников. Учитывая, что Ми-8 производится до сих пор, многие авиакомпании используют относительно новые и надежные вертолеты. Однако так случается не всегда. Например, Ми-8, рухнувший в Хабаровске в 2018 году, эксплуатировался без малого 30 лет. В прошлом году на Чукотке разбился еще один Ми-8 – правда, на этот раз военный. Причиной стала техническая неисправность. Мал, да удал Bombardier DHC 8 «Рабочая лошадка» внутренних авиалиний в Приморье. Сахалинская «Аврора» использует эти небольшие самолеты на рейсах между городами и поселками края. Еще несколько машин эксплуатирует авиакомпания «Якутия». DHC 8 производится с 1983 года и считается довольно надежной машиной. За все время потеряно всего 33 самолета из более чем 1250. Большинство аварий «Бомбардира», в которых пострадали люди, произошли по вине пилотов. Эти инциденты, в основном, происходили в азиатских и тихоокеанских странах – Папуа-Новой Гвинее, Таиланде, Непале. В России «Бомбардиры» пока не падали: все-таки летная школа у нас хорошая. DHC-6 Twin Otter Еще один небольшой пассажирский самолет для внутренних перевозок. Модель весьма старая – первый полет «Твин Оттер» сделал еще в 1965 году. Сейчас самолеты производит канадская компания «Viking Air». На Дальнем Востоке их используют «Чукотавиа» и «Якутия». Надежность у них не самая великая: из 967 самолетов потеряна почти треть. Впрочем, стоит учитывать, что часть потерь – военная: «Оттеры» активно эксплуатировали в ВВС разных стран. В России катастроф с этими самолетами не случалось. Самым примечательным инцидентом стало происшествие на Чукотке в 2014 году. Тогда легкий DHC-6 попросту сдуло ветром с взлетной полосы. Let L-410 Turbolet Именно этот тип самолета разбился несколько дней назад в Иркутской области. За этот год это уже вторая авария с чешским «Турболетом» - в июне L-410 разбился в Кемеровской области. Речь идет, скорее, про исключение – до этого последняя серьезная авария с этим самолетом в РФ происходила в 2012 году. Куда чаще Let L-410 падают в Африке и Латинской Америке. Причины высокой аварийности в этих странах очевидны. Яркий пример: в 2010 году такой самолет рухнул в Конго из-за того, что один пассажир пытался провезти в сумке крокодила. Рептилия сбежала и начала бегать по салону, началась паника, самолет перевернулся в воздухе и упал. Хозяева неба Airbus A319 Эти лайнеры весьма активно используются многими российскими авиакомпаниями. А319 составляют основу парка авиакомпании «Аврора» - ей принадлежит 9 таких машин. Модель относительно новая: первый полет самолет совершил в 1995 году. Поэтому и катастроф с ним почти не было: на 2019 год было потеряно всего семь бортов. Погибших не было ни в одном случае. Иницденты были не самыми значительными: один самолет повредили во время передвижения пустого лайнера по аэродрому, другой – при неправильной посадке, и так далее. Sukhoi Superjet 100 Один из самых неудачных образцов отечественного авиастроения. «Суперджет», несмотря на то, что собирается в Хабаровском крае, дальневосточными компаниями используется слабо. Из местных перевозчиков их используют только в Якутии. Самолет технически несовершенен, обслуживать его весьма дорого. Большая часть SSJ-100 авиакомпании «Якутия», к примеру, значительное время проводит в ремонте. Происшествий с «Суперджетом» было немного, но почти все они – резонансные. Так, в 2019 годув ШереметьевеSSJ-100 совершил аварийную посадку и загорелся. В результате трагедии погиб 41 человек. На Дальнем Востоке инцидент с данным типом самолета был всего один, в Якутске. В 2018 году самолет выкатился за пределы взлетной полосы. Тогда обошлось без жертв. Boeing 737 Несмотря на то, что производить «Боинг 737» начали еще в конце шестидесятых, они до сих пор производятся и эксплуатируются. Эти лайнеры - пожалуй, наиболее комфортабельные самолеты, доступные дальневосточникам. По совместительству – одни из наиболее надежных. Крупные аварии с ним для России редкость, на Дальнем Востоке такого вообще не происходило. Фото: ФедералПресс\Виктор Вытольский, Елена Майорова

Древние «кукурузники» и огромные лайнеры: на каких самолетах летают дальневосточники
© РИА "ФедералПресс"