Рокировка в Каспийском море: Флотилию сдвинули на 385 км

Решение о перемещении морской «столицы» Краснознамённой Каспийской флотилии ВМФ России из Астрахани в город Каспийск не стало неожиданным. Об этом говорил министр обороны РФ Сергей Шойгу ещё в 2018 году, а главная база в этом дагестанском городе существует с 2020 года. Сейчас лишь завершился переход основных кораблей в новые пункты базирования. Зачем потребовалась флоту такая рокировка?

Рокировка в Каспийском море: Флотилию сдвинули на 385 км
© Свободная пресса

Здесь несколько причин. Первая – передислокация кораблей Каспийской флотилии из Астрахани, где она первоначально основалась ещё в 1634 году, в Каспийск и Махачкалу связано со стратегическими соображениями – новое место базирования расположено удобнее и ближе к оперативному театру военных действий не только в самом Каспийском море, но и в Ближневосточном регионе.

Вторая – прогнозируемое падение уровня Каспийского моря в северной его части, что затруднит эксплуатацию сторожевых и ракетных кораблей. В общем, в Астрахани флотилии стало и тесно, и мелко, поэтому и двинули её на оперативный простор, переместив на 385 километров южнее.

Как рассказал сейчас на форуме «Армия-2021» замминистра обороны РФ Тимур Иванов (к слову, его мать – лезгинка из Дагестана) Каспийская флотилия целиком переведена из Астрахани, где базировалась, в Дагестан, в город Каспийск.

«Для этих целей по решению Верховного главнокомандующего было начато строительство новой каспийской базы. Она предусматривала два пункта базирования – в Каспийске и Махачкале. Работы были разбиты на два этапа, сначала был построен первый этап и были перебазированы все вспомогательные суда, а сейчас уже все основные суда (надо полагать, что всё-таки это корабли – «СП»), они базируются непосредственно там», – приводит слова Иванова телеканал «Звезда».

Подобный переезд с одной «квартиры» на другую подобен крупной флотской операции. Совершить переход из Астрахани в Каспийск для 33 кораблей, тральщиков и катеров (это без учёта вспомогательных судов) не самая большая проблема. Главное заключается в том, чтобы разместить их на новых базах, а ещё обустроить личный состав, да и членов семей офицеров и мичманов.

Впрочем, как утверждает замминистра обороны Иванов, служебное жильё подготовлено, места стоянок кораблей оборудованы и Каспийская флотилия уже приступила к несению боевой службы в штатном режиме. Да и прибыли не на пустое место – Каспийск давно обжит российскими моряками и имеет свою ремонтную базу, там один «Дагдизель» многого стоит.

Какими силами располагает Россия на Каспии? Размер Каспийского моря далеко не океанский. Там нет авианосцев, крейсеров, атомных подводных лодок, да и протяженность морской акватории не превышает 700 миль – в общем, как говорят моряки других флотов, «лужа». Тем не менее, Каспийская флотилия считается самой мощной в регионе и вполне способна обеспечить безопасность России в регионе.

Основные места базирования флота и морской пехоты – города Махачкала (106-я бригада кораблей), перемещённая из Астрахани в Каспийск 73-я бригада кораблей, где дислоцируются бригада морской пехоты и учебно-тренировочный лагерь «Скорпион». В состав флотилии входят три десятка кораблей и катеров различного проекта. Самыми оснащенными считаются два сторожевика проекта «Гепард». Корабли «Татарстан» и «Дагестан» несут на своем борту артиллерийское, торпедное и ракетное вооружение.

Сторожевик «Татарстан» является флагманом Каспийской флотилии. В составе флотилии имеются также корабли других классов – малые артиллерийские корабли. Оснащенные противокорабельными ракетами и средствами противовоздушной обороны, они способны закрыть все пространство Каспийского водного бассейна. Из недавно введенных в строй – малые ракетные катера «Град Свияжск» и «Углич».

– Наличие сил российского флота на Каспийском море вполне соответствует интересам национальной безопасности России в регионе, – говорит официальный представитель ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. – Технические характеристики наших кораблей превосходят по всем показателям зарубежные аналоги. Обученность экипажей и подразделений морской пехоты тоже на порядок выше.

Основными целями Каспийской флотилии является охрана прибрежной акватории, борьба с браконьерством и защита национальных интересов в районах добычи нефти. Подобные цели декларируются и другими государствами, имеющими выход к Каспийскому морю. Однако в количественном и качественном отношении их военно-морские силы заметно отстают от российских.

Крупной морской группировкой на Каспии обладает и Иран, представленный тремя военно-морскими базами, одна из которых используется в учебных целях. Характерной особенностью иранской флотилии является отсутствие крупных кораблей. Основу военной мощи иранского флота на Каспии составляют ракетные катера китайского и немецкого производства. Имеется несколько катеров собственной разработки. Адмиралы из Тегерана неоднократно заявляли о постройке кораблей более крупного класса – эсминцев и фрегатов, однако дальше разговоров дело так и не сдвинулось.

Второе место по мощи военно-морских сил на Каспийском море с Ираном мог бы разделить Казахстан. Казахстан хотя и отстает по общему количеству техники, но имеет в своем составе несколько более серьезных кораблей. Флагманом является ракетный катер «Казахстан», разработанный российским ЦМКБ «Алмаз» и построенный на казахском заводе «Зенит» в городе Уральске. Основа вооружения корабля – противокорабельные ракеты. Казахстан также заказал три ракетных катера в Южной Корее. Самым же массовым классом техники военно-морских сил Казахстана являются патрульные катера – их насчитывается более полусотни.

Достаточно большим флотом на Каспии располагает и Азербайджан. У этой страны имеется один сторожевой корабль и пять ракетных катеров, построенных еще в советское время. Кроме того, в боевом составе азербайджанского флота есть пять сторожевых катеров различных проектов, в том числе и закупленных у Турции. Самым массовым типом техники в ВМС Азербайджана являются десантные корабли – «наследство» со времен СССР.

Туркменистану досталось после распада Советского Союза еще меньше военной техники. В настоящее время эта страна располагает всего двумя ракетными катерами и десятью патрульными катерами. Есть у туркменских моряков еще десантный катер, санитарный и буксир.

В общем, состав военно-морских сил государств Каспийского бассейна достаточно разнороден как в количественном, так и в качественном составе. Лидерами бесспорно можно назвать российскую и иранскую флотилии. При этом заметны серьезные отличия в подходе к их формированию. Если Россия основной упор делает на ракетные и артиллерийские корабли, то Иран предпочитает по старинке укреплять малотоннажный флот.

Причина здесь в том, что Россия как бы восполняет пробел по усилению незаслуженно «обиженной» Каспийской флотилии – подтягивая ее вооружении по численности и качеству к остальным своим флотам. А Иран основные усилия по развитию флота направляет в зону Персидского залива.

Играет свою роль и тот факт, что в Тегеране не считают Россию страной-агрессором и не строят планов по территориальному переделу российских прибрежных зон на Каспии. Впрочем, и Москва не видит серьезных противников среди стран Каспийского бассейна. А наше военно-морское присутствие в большей степени направлено на борьбу с браконьерством и международным терроризмом в лице ИГИЛ* и других исламских группировок.

Передислокация Каспийской флотилии на «южное направление» позволит ВМФ России более оперативно реагировать на возможные угрозы даже при видимом их отсутствии. Здесь нужно учитывать и тот фактор, что НАТО предпринимает попытки «освоить» Каспийское море – посредством Азербайджана, Туркменистана и Казахстана. Эти страны активно склоняют к размещению военно-морских баз альянса на своём побережье. И хотя флаги США или Турции пока не развеваются над Каспием, подобный вариант нельзя исключить.

Так что «морской поход» Каспийской флотилии сделан весьма предусмотрительно.

*Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.