Черноморский флот будет искать корабли, затонувшие в ВОВ
Черноморский флот выделит дополнительное оборудование для поиска санитарного транспорта "Белосток", в годы Великой Отечественной войны снабжавшего осажденный гитлеровцами Севастополь и затонувший в июне 1942 года, заявил командующий ЧФ адмирал Игорь Осипов.
Вместе с заместителем губернатора Севастополя Игорем Михеевым Осипов посетил гидрографический катер "Юрий Белов", на котором проходит поисковая экспедиция Российского военно-исторического общества (РВИО) по обнаружению санитарных транспортных судов "Белосток" и "Ленин", погибших в годы войны.
Экспедицию проводят Российское военно-историческое общество и Севастопольский государственный университет при участии Министерства обороны РФ. В ней задействованы корабли Гидрографической службы Черноморского флота РФ, а также глубоководные аппараты Севастопольского государственного университета.
"Мы поддерживаем проведение экспедиции. Считаем эту работу очень важной. С учетом локализации места нахождения "Белостока", мы готовы оказать дальнейшее содействие и выделить дополнительное оборудование для обследования на большой глубине", - сказал Осипов, слова которого приведены в сообщении РВИО.
По версии участников экспедиции, "Белосток" находится в Черном море на глубине от 500 до 800 метров.
"Наше оборудование рассчитано на глубины примерно 350 метров, но, судя по тем работам, которые мы сейчас провели, "Белосток" лежит на больших глубинах, поэтому нам нужно будет задействовать другое оборудование, которое позволит работать на глубинах до 800-900 метров. Судно лежит в достаточно сложном для исследования районе – резкий свал и скалы, подводные ущелья. Все это осложняет работы, но тем не менее рассчитываю, что мы достигнем цели, и "Белосток" будет найден", - отметил руководитель экспедиции Виктор Лебединский.
Поисковики надеются, что уже в этом сезоне смогут найти "Белосток", а если не получится – все равно продолжать работы до тех пор, пока не обнаружат корабль.
"Это очень важно, потому что необходимо создать интерактивную карту всех объектов, особенно крупных, которые погибли в районе Крыма, Черноморского побережья Кавказа в годы Второй мировой войны", - подчеркнул Лебединский.
Помимо "Белостока", участники экспедиции проведут обследование и других судов, потопленных в годы Великой Отечественной войны в районе Севастополя.
"Кроме того, что мы работаем на "Белостоке", в рамках этой экспедиции мы планируем провести обследование транспорта "Ленин". Сейчас мы получили магнитометрическую съемку и хотим провести полную фото- и видеофиксацию этого объекта", - рассказал Лебединский. По его словам, в ближайшие дни экспедиция обследует еще один объект – небольшой буксир СП-12, на котором также погибли люди. "Это была первая "жертва" Черноморского флота в Великую Отечественную войну. Погиб он 22 июня 1941 года и лежит буквально на выходе из Севастопольской бухты", - добавил Лебединский.
Как отметил Михеев, поисковая экспедиция является важной частью мемориальной работы, проводимой в Севастополе. "Память – это самое важное. Потому что без прошлого нет будущего. И все страницы военной истории Севастополя должны быть увековечены", - сказал замгубернатора.
Теплоход "Белосток" участвовал в снабжении осажденного Севастополя. В ночь с 17 на 18 июня 1942 года он буквально прорвался в город, доставив боеприпасы и продовольствие. "Белосток" принял на борт раненых бойцов Красной армии и эвакуированных граждан, по разным подсчетам от 680 до 800 человек. Вечером 18 июня судно вышло из бухты Южная. Ночью оно было атаковано вражескими торпедными катерами и получило большие повреждения. Большинство пассажиров "Белостока" погибли. Затонувшее судно до настоящего времени не обнаружено.
Пароход "Ленин" подорвался на мине ночью 27 июля 1941 года. Он лежит на глубине почти 100 метров южнее мыса Сарыч (южная точка Крыма), на расстоянии 2,5 мили от берега. На судне в момент трагедии находилось около 4 тысяч человек, в том числе женщины и дети. Точное число погибших по сей день не установлено. Разные источники называют от 600 до нескольких тысяч человек. Это больше, чем число погибших на "Титанике" и "Лузитании" вместе взятых. Хотя место нахождения обломков судна известно, его подробное обследование до сих пор не проводилось.