ВМС США: «Призрачный флот» наведет ужас в Мировом океане

ВМС США намерены в ближайшем будущем обзавестись безэкипажными кораблями, которые будут способны работать в дальней морской и океанской зонах без какого бы то ни было вмешательства человека. Создание такого «летучего» флота осуществляется в рамках стартовавшей в 2017 году программы Ghost Fleet Overlord («Повелитель призрачного флота»). Программу совместно реализуют ВМС США и Управление стратегических исследований (SCO) Пентагона.

ВМС США: «Призрачный флот» наведет ужас в Мировом океане
© Свободная пресса

Завершен уже первый этап программы. Сейчас, как сообщает заместитель директора SCO Луис Молина, предстоит напряженное тестирование беспилотников во взаимодействиями с обычными боевыми кораблями. Данный этап должен завершиться в середине 2022 года.

Цель программы Ghost Fleet Overlord состоит в создании флота больших безэкипажных надводных кораблей LUSV (Large Unmanned Surface Vessels), которые могли бы на протяжении длительного времени осуществлять патрулирование заданного периметра во взаимодействии с другими боевыми кораблями. При этом LUSV должны быть полностью автономными, не требуя технического обслуживания, дозаправок. Также они должны соблюдать все правила морского судоходства.

На первом этапе программа была засекречена. Но впоследствии в связи с ее бурным обсуждением в конгрессе секретность пришлось снять.

В первоначальные планы авторов «Призрачного флота» входило создание прежде всего боевых кораблей, оснащенных ракетным, артиллерийским и прочим вооружение. Однако конгресс США наложил на такое решение вето, сочтя, что LUSV на данном этапе своего развития не обладает должным интеллектом, который должен предотвращать роковые ошибки при использовании оружия. Но, разумеется, это вовсе не означает, что американцы в будущем не вернутся к данному вопросу.

Иначе и быть не может, поскольку это в определенной степени корреспондируется с планами США по сокращению строительства кораблей типа «Арли Бёрк» и «Тикондерога». Есть тут и еще одна причина: принятие на вооружение других беспилотных судов – «Морской охотник», о чем чуть позже.

В настоящий момент руководство проектом утверждает, что LUSV предполагается использовать в качестве судов обеспечения ударных групп. То есть они могут выступать в роли плавучих складов боеприпасов или чего-то еще – запчастей, запасов воды и провианта, топлива… Получив запрос, LUSV возьмет курс на корабли, нуждающиеся в дозаправке. При этом находиться в режиме дежурства, ожидая запросы на обслуживание, беспилотные корабли могут рекордно долго, поскольку сами практически не расходуют ресурсы. Также на них не нужно сменять экипажи.

В настоящий момент в проекте заняты два LUSV: Ranger и Nomad. Беспилотник Nomad был создан на базе уже существовавшего морского судна снабжения Riley Claire, построенного в 2014 году. Его длина - 52 метра, ширина - 9 метров. Судно было оснащено необходимой для его роботизации аппаратурой, среди которой системы связи, технического зрения, а также центральный процессор с программой искусственного интеллекта.

В 2020 году Ranger прошел по маршруту Мексиканский залив – Панамский канал – западное побережье США. При этом 98% времени корабль передвигался совершенно самостоятельно. И лишь при прохождении Панамского канала его действия контролировал по радиоканалу наземный оператор во избежание провоцирования аварийной ситуации. В ходе тестового плавания Ranger соблюдал международные законы морского судоходства. В этом году тем же самым маршрутом прошел и второй корабль – Nomad.

На данном этапе происходит отладка электронных компонентов и программного обеспечения LUSV. До проектирования конкретных кораблей дело пока не дошло. На этот счет существуют лишь прикидочные данные. Так контр-адмирал Рэнди Критс считает, что беспилотник должен иметь водоизмещение в три раза меньше, чем перспективный фрегат. То есть не превышать 2000 тонн. Длина корпуса в пределах от 70 метров до 100 метров.

Главнокомандующий ВМС США, начальник морских операций, адмирал Джон Ричардсон, считает, что концептуально LUSV можно уподобить перспективному беспилотному палубному самолету-заправщику MQ-25. В настоящий момент он проходит испытания, но скоро появится на американских авианосцах. Ричардсон убежден в том, что в обозримом будущем в американских ВМС будут преобладать роботизированные системы, безошибочно работающие без участия экипажей.

С 2017 по 2022 год на программу «Повелитель призрачного флота» было выделено 2,7 млрд. долларов. Когда дело дойдет до строительства конкретных безэкипажных судов для эксплуатации в ВМС понадобятся дополнительные средства. А на первое время потребность в LUSV оценивается в десятке кораблей.

Существенно большая степень готовности у другого американского проекта, в рамках которого уже создан и испытан надводный беспилотник Sea Hunter («Морской охотник»). Он относится к классу патрульных катеров противолодочной обороны.

Катер предназначен для патрулирования тех регионов океана, где ожидается большая активность подводных лодок противника. Именно туда и направляется целая стая «Морских охотников», дальность плавания которых достигает 10 тыс. миль, а автономность - 70 суток. Длина катера - 40 метров, водоизмещение - 145 тонн. Скорость - 27 узлов. Высокая остойчивость, необходимая для океанского плавания, обеспечена тем, что катер построен по схеме тримарана. Способен эксплуатироваться при волнении до семи баллов.

«Морской охотник» оснащен всем необходимым для поиска подводных лодок – гидроакустической станцией, фиксирующей шумы подводных лодок, и магнетометром, обнаруживающим магнитные аномалии, создаваемые корпусами субмарин. Обнаружив лодку, безэкипажный катер начинает ее сопровождать, передавая по спутниковой связи ее координаты, направление и скорость движения противолодочным самолетам или надводным кораблям, имеющим средства поражения подводных целей.

Катер начали разрабатывать в начале десятых годов. В 2016 году его спустили на воду и начали проверять его способность выполнять различные боевые задачи. Проверен был «Морской охотник» и на предельную дальность самостоятельного плавания. Он прошел 2018 году от Калифорнии до Гавайских островов. И вернулся благополучно обратно, пройдя в общей сложности более 4000 морских миль.

ВМС США связывает с «Морским охотником» большие планы. И не только военные, но и экономические, поскольку день работы данного катера обходится всего лишь в 20 тыс. долларов. В то же время эсминец «Арли Бёрк», оснащенный противолодочной аппаратурой, «пожирает» за день 700 тысяч. Так что одна из существенных причин сокращения плана строительства эсминцев «Арли Бёрк» и крейсеров «Тикондерога» - перекладывание части их задач на перспективную флотилию «Морских охотников». Но когда-нибудь появятся и безэкипажные ударные корабли, и у нынешней главной ударной силы ВМС США будет еще меньше работы.

К сожалению, ОПК России ответить на эти вызовы нечем. Абсолютно нечем. Россия по части подводных беспилотников находится на недосягаемой высоте, сделав «Посейдон». В области же надводных дронов у нас абсолютный ноль.

В 2016 году концерн «Калашников» объявил, что его дочерняя компания ZALA Aero Group разрабатывает «беспилотный авианосец для беспилотных разведывательных квадрокоптеров». Называется он «Тритон». Это должен быть тримаран «длиной в несколько десятков метров и водоизмещением в несколько сотен тонн».

Дальность плавания «авианосца» - 750 миль. Радиус действия квадрокоптеров - 30 километров. Есть и пулемет калибра 7,62 мм для «уничтожения разведанных целей». Это довольно грустно, поскольку совершенно непонятно, как и для чего этот «Тритон» может использоваться. Ведь не для разведки же, потому что в связи с малым радиусом действия квадрокоптеров «Тритон» вынужден подходить к противнику на расстояние даже не ракетного, а артиллерийского выстрела.

Вполне понятно, что на протяжении последних пяти лет сведения о «Тритоне» отсутствуют. Ни о нем, ни о каких либо иных разработках безэкипажных надводных кораблей.