Войти в почту

NASA прощается с самолетом S-3B Viking

 NASA снимает с эксплуатации последний действующий самолет S-3B Viking, который уже 16 лет используется для экспериментов с космическими и авиационными системами связи, а также для исследования различных устройств орбитальной навигации.

NASA прощается с самолетом S-3B Viking
© AirCargoNews.ru

В 2009 году ВМС США отозвали со своих авианосцев двухмоторный четырехместный самолет Lockheed Martin S-3B Viking, специально разработанный для борьбы с подводными лодками, а затем широко использовавшийся для дозаправки ожидающих своей очереди на посадку истребителях-бомбардировщиках (через несколько лет эту роль будут играть беспилотные летательные аппараты). Перед тем, как авиация флота попрощалась с Viking, NASA в 2004 году купило один специально подобранный экземпляр этого самолета, который лучше всего подходил для воздушных испытаний космических решений из-за его умеренных эксплуатационных расходов и вместительных отсеков фюзеляжа - когда-то в нем находились наборы гидроакустических буев и различные виды противолодочного вооружения.

С тех пор Viking активно эксплуатируется в Исследовательском центре NASA им. Джона Гленна в Кливленде, штат Огайо. Как сказал его начальник управления авиации Джим Демерс, это как рабочая лошадка - от рассвета до заката. В 2006 году самолет был полностью перестроен, его оружейные камеры были заполнены электроникой, и Демерс сказал, что плоская нижняя часть фюзеляжа, когда-то использовавшаяся в случае вынужденной посадки в море, была идеальным местом для установки бесчисленных испытательных антенн. До июля 2021 года Viking был единственным в мире реактивным самолетом такого типа.

При помощи Viking недавно были исследованы наиболее эффективные способы связи и управления БПЛА в наземном воздушном пространстве над Кливлендом, используемом гражданскими и военными летающими кораблями. Это приведет к обязательному стандарту управления БПЛА, введенному FAA (Федеральное управление гражданской авиации). Майк Джаррелл, ответственный за эту фазу экспериментов в Исследовательском центре NASA им. Джона Гленна, говорит, что только следующие годы, когда автономные летательные аппараты будут введены в движение США, покажут авиационному миру, насколько космический Viking внес свой вклад в развитие безопасных технологий, процедур и правил. Джаррелл добавил, что Viking провел тысячи часов, летая над горами, пустынями, лесами и озерами в любых условиях, так что NASA и FAA будут работать вместе над разработкой почти полностью безопасных радиосистем для управления полетами дронов.

В конце концов, однако, очень напряженная авиационная карьера последнего летательного аппарата Viking была прервана прозаическим истощением запасных частей, накопленных ВМС США для обслуживания этих относительно старых машин. Самолет S-3B Viking, после 16 лет полетов для NASA, отправляется в музей авиации и космонавтики в Сан-Диего, Калифорния. Его роль в качестве экспериментального самолета связи на объекте NASA в Кливленде возьмет на себя гораздо меньший одномоторный двухместный Т-34 Mentor.

Андрей Бочкарев