Войти в почту

Военно-морской салон-2021 в Питере: Ливан и Малайзия поторгуются, а Латвия немного пошпионит

В Петербурге всё смешалось: Евро-2020, «Алые паруса», Военно-морской салон, и - лютующий ковид. Если для выпускников школ и колледжей, равно как и для футбольных фанатов, зараза явно «по барабану» - большинство из них игнорируют все советы и запреты, то военные моряки предельно осторожны.

Военно-морской салон-2021 в Питере: Ливан и Малайзия поторгуются, а Латвия немного пошпионит
© Свободная пресса

На свой салон, традиционно проходящий в городе на Неве раз в два года, приглашают людей проверенных. В смысле здоровья. Только строго ограниченное число официально аккредитованных участников и журналистов получили нынче доступ в «Экспофорум», где на стендах представлены новейшие отечественные судостроительные разработки и техника для флота, и в Пассажирский морской порт, у причалов которого томятся в запредельной для нашего города жаре (в среду суперрекордные +37) несколько военных судов и кораблей. А какой праздник без публики?..

К слову, желающих побывать на военно-морском салоне, а главное - у кораблей, немало, судя по количеству проданных билетов. Но в минувший понедельник, сразу после заявления питерского губернатора Александра Беглова об ужесточении в городе антиковидных мер, продажа билетов оказалась остановлена, а уже приобретенные билеты - аннулированы.

Что мешало градоначальнику на неделю, на две, а лучше – на три раньше, принять эти меры? Ведь эпидемическая ситуация в городе стала резко ухудшаться уже к концу мая. Какие выставки, салоны, международные встречи?

За границей в таких ситуациях ухо держат востро, а руку - на пульсе. Результат - зарубежных делегаций приехало в Петербург на порядок меньше, чем предполагалось. Не из 60 стран, и даже не из 28, как еще во вторник информировал пресс-центр ВМФ. А всего из 13. Наиболее многочисленные (порядка десяти человек в каждой) - делегации Индии и Саудовской Аравии.

Кроме них небольшими стендами участвуют в событии такие «владычицы морей», как Гана, Ливан, Малайзия, Испания, Германия, Бразилия, Аргентина. Без стенда, но с собственным интересом - латыши.

В Пассажирском морском порту корреспондента «СП» встретила почти абсолютная тишина. Сам порт закрыт. На КПП у причала, где стоят военные корабли, лишь трое дежурных. Я вышла к причалам. Иду вдоль субмарин, корветов, фрегата. Жара. Корабли. Легкий морской бриз. И - тишина. А ведь нынешний ВМФ-салон юбилейный, десятый! Должен был стать настоящим праздником и для специалистов, и для гостей, профессионалов и многочисленных любителей. Город-то флотский!

За те три с половиной часа, что провела на пирсе, там появилась лишь две делегации. Сначала саудиты. Я пересеклась с ними у малого ракетного корабля «Одинцово» (проект 22800 «Каракурт»), спущенного на воду в 2018 году. На мой вопрос - чем он их привлек? - гости ответили без слов, одним красноречивым жестом - большим пальцем вверх. Из уважения к хозяевам или им действительно понравился наш корабль?

- Они недолго пробыли у нас. Поднялись на верхнюю палубу, оглядели оттуда акваторию. Этим, собственно, визит и ограничился, - сказали мне моряки «Одинцова». Пояснив, что визиты на салоне обычно чисто ознакомительные. А все контракты, если дело доходит до них, обсуждаются и подписываются на берегу, с Рособоронэкспортом.

Представители этой организации похвастались на пресс-конференции «богатым портфелем» заказов от иностранцев на строительство кораблей, подводных лодок и вооружения для них. На общую сумму аж в 5,5 млрд. долларов. Не уточнив, о каких конкретно судах и кораблях идет речь, какими странами-государствами эти новинки заказаны. Военная и коммерческая тайна!

Побывали флотские офицеры из Саудовской Аравии, как чуть позже и их коллеги из Индии, также и на фрегате «Адмирал Касатонов» и на дизель-электрической подводной лодке «Петропавловск-Камчатский». На воду эта лодка была спущена в 2019 году. Предназначена для службы на Камчатке, но еще ни дня не провела в Тихом океане. Переход туда давно намечен, но все откладывается. Представляет собой усовершенствованный вариант старой советской «Варшавянки», всегдашнего старожила салона.

В остальном подбор кораблей для салона в нынешнем году в Питере выглядит странновато. За исключением впервые поставленного у причала пассажирского порта головного корвета проекта 20385 «Гремящий», как и ДЭПЛ «Петропавловск-Камчатский» предназначенного для Тихоокеанского флота, настоящих новинок на нем почти нет. Не только у причалов, но даже на стендах в виде макетов.

Скажем, в нынешнем салоне, как и всегда, принимает участие Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). Но, как рассказал его генеральный директор Олег Савченко, на сей раз «крыловцы» ничего оригинального решили не выставлять. Пояснил это гендиректор так: «На предыдущих МВМС мы периодически представляли свои концепции кораблей нового поколения, явившиеся результатом как раз проектных исследований, причем выполненных преимущественно в инициативном порядке. Например, предлагали свое видение авианосца, универсального десантного корабля. Эти разработки всегда вызывали живой интерес, обсуждались специалистами как на салоне, так и за его рамками.

В этот раз мы не предлагаем новых проектов, возвращаемся к некоторым уже показанным ранее разработкам, техническую дискуссию по которым мы не считаем завершенной».

Поясним: в 2019 году на предыдущем таком же МВМС Крыловский центр представлял экспортные модификации двух авианосцев («Шторм» проекта 23000Э и малый «Шторм-КМ»). Да, это дало повод специалистам снова вернуться к дискуссии: а нужны ли вообще России авианосцы в современных условиях? И, что не менее существенно: по силам ли нам сегодня или в ближайшей перспективе подобная стройка?

Мнения, как водится, разделились. В 2020 году появились сообщения со ссылкой на Объединенную судостроительную корпорацию, что контракт на постройку нового российского атомного авианосца может быть все же подписан уже к концу 2025 года. В ВМФ России ранее заявляли, что планируют получить авианосец с атомной энергетической установкой к концу 2030 года. Но, насколько известно, адмиралы еще так и не выдали кораблестроителям даже тактико-техническое задание на новую гигантскую стройку.

Очень похоже, что в Минобороны не слишком заинтересованы именно в таком пополнении. Или не верят, что отечественная промышленность в состоянии этот замысел воплотить в жизнь?

Впрочем, возможен, на наш взгляд, и третий вариант. Строительство атомного авианосца, если оно и начнется когда-нибудь в России, сожрет все деньги, выделенные на пополнение флота на несколько лет вперед. Но для ВМФ РФ нынче лучше многочисленные «синицы в руках» в виде малых ракетных «Буянов» и «Каракуртов», чем неизвестно какой, но единственный «журавль в небе» в лице «Шторма» или «Шторма-КМ».

Складывается впечатление, что если лакомый заказ на строительство атомного авианосца кому и нужен, то больше кораблестроителям, а не российским адмиралам. Во всяком случае, глава ОСК Алексей Рахманов на сей счет просто брызжет оптимизмом.

В январе 2020 года он заявил: «Площадки для постройки подобного корабля есть… Только у ОСК — две подходящих верфи. Работы, о которых идет речь, способен выполнить, например, «Севмаш», а основную часть корпуса, при определенных технологических решениях, могут построить на «Северной верфи» (после того, как на ней завершится модернизация и появится построечное место размером 250 на 70 м)».

Вероятно, этот ведомственный «разнотык» и губит пока все дело с перспективным нашим авианосцем. Но тогда для чего свой макет «Шторма» Крыловский центр в очередной раз притащил на военно-морской салон и в нынешнем году?

Точно таким же унынием веет и еще от одного экспоната в пассажирском порту. Он пристроился недалеко от действительного достаточно нового фрегата «Адмирал Касатонов».

Речь идет о малом десантном корабле на воздушной подушке «Евгений Кочешков». Вид у него совсем не парадный. Неудивительно - возраст. Построен был ещё в СССР. В составе Балтийского флота с 1990-го. Но, говорят моряки, задачи свои по приёму морского десанта с оборудованного или необорудованного берега, с боевой техникой и без, выполняет успешно.

Однако таких боевых единиц у нас в боевом составе ВМФ всего две. Кроме «Евгения Кочешкова» - почти такая же старая «Мордовия» на Балтике, которой исполнилось уже 30 лет. Остальных всех давно списали по причине крайней дряхлости.

Возобновлять строительство таких десантных кораблей на воздушной подушке тоже, вроде, не собираемся. Тогда для чего старого и всем известного «Евгения Кочешкова» притащили из Балтийска в Питер? Просто потому, что внезапно обнаружилось многовато свободного места у причалов Международного военно-морского салона?

И еще. В день открытия журналистам обещали показать малый ракетный корабль «Зеленый дол» Балтийского флота, который участвовал в военной операции в Сирии. Мы толпились около него примерно с час - так не пустили. Причину сопровождающий из пресс-службы ВМФ РФ объяснил так: «Форс-мажор. У них там учения начались».

Корабль стоял у причала. Никакого движения на нем и вокруг него не наблюдалось. Что за форс-мажор случился?

Справка «СП»

Всего на юбилейном ВМФ-салоне-2021 с усеченной программой и сокращенным числом участников представлено 2600 экспонатов. Кораблей пришло 14 вместо планировавшихся 20. Почти все они через месяц будут принимать участие в очередном Главном морском параде, дожидаясь его в Кронштадте.