Красные звезды над Шотландией

В 80-ю годовщину начала Великой Отечественной войны рассказываем о малоизвестном факте союзнических отношений между СССР и Великобританией. История секретной советско-британской операции «Албемарл» впервые была опубликована в «Парламентской газете» в серии статей «Летчики особого назначения» Анны Белорусовой, внучки участника тех событий, командира экипажа Петра Колесникова.

Красные звезды над Шотландией
© Парламентская газета

Скромно, но торжественно

Несмотря на устойчивую тенденцию принижения западными историками и политиками вклада советских воинов в разгроме фашизма, простые люди из стран антигитлеровской коалиции ещё сохраняют теплые чувства к северным союзникам. Когда в странах Восточной Европы массово сносят памятники советским воинам-освободителям, в маленьком шотландском городке Эрроле устанавливают новый.

8 мая в честь наших летчиков, выполнявших союзническое задание на местной авиабазе, торжественно открыли Мемориальный камень в Эрроле. В ноябре прошлого года он был доставлен морем из России и установлен в центре города, рядом с готической громадой викторианского собора.

Работа скульптора Александра Кима формой и цветом напоминает пламя вечного огня — это знаменитый шокшинский малиновый кварцит, которым облицована Могила Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Доска с памятной надписью была отлита на заводе «Петрозаводскмаш» по проекту Ивана Молодцова, внука одного из лётчиков.

Как рассказал один из инициаторов создания памятника в Шотландии отставной генерал Мелвилл Джеймсон, этот величественный мемориальный камень, дар народа России, с подобающей гордостью хранит память о мужественных русских летчиках, в 1943 году находившихся в рядах Королевских ВВС на авиабазе Эррол.

«Вместе с нашими союзниками во Второй мировой войне мы вспоминаем героев, которые отдали свои жизни за нашу свободу», — подчеркнул он.

Из-за действующих в Великобритании ковидных ограничений церемония вышла очень скромной — кроме местных энтузиастов, в ней участвовали только генеральный консул России в Эдинбурге Андрей Яковлев и Провост области Перт и Кинросс Деннис Меллой.

По словам Яковлева, мемориал в Эрроле отныне станет постоянным местом российско-британских торжеств.

Как прокомментировал событие специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, «каждый из советских лётчиков, увековеченных в этом поистине народном мемориале в Эрроле, был выдающимся героем Великой Отечественной войны. Их имена навсегда вписаны в славную союзническую историю двух наших стран».

По его словам, спустя десятилетия им предстояло выполнить еще одну «особую миссию» — передать следующим поколениям память о том, как народы вместе шли к Великой Победе.

Секретная миссия

В своей книге «Летчики особого назначения» Анна Белорусова раскрыла подробности одной из самых ответственных и секретных операций советских пилотов. В разгар войны британское правительство согласилось передать Советскому Союзу, испытывающему острую нехватку транспортных самолетов, партию двухмоторных бомбардировщиков «Албемарл».

Многочасовой ночной перелет над Северным морем и оккупированными врагом территориями был под силу лишь летчикам-асам. Для выполнения секретного задания Государственного Комитета Обороны были отобраны двадцать экипажей Московской авиагруппы особого назначения (МАОН) ГВФ — соединения военно-транспортной авиации сформированного в июне 1941 года во Внукове из опытнейших гражданских летчиков для выполнения боевых задач Верховного командования Красной Армии.

Летчики МАОН доставляли продовольствие в блокадный Ленинград, проводили массированные десантные операции в тылу врага, снабжали боеприпасами окружённые под Ржевом и Вязьмой войска, эвакуировали раненых в последние дни обороны Севастополя, забрасывали разведчиков-парашютистов и привозили помощь в партизанские леса.

В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 7 декабря 1942 года о перегонке из Англии в СССР самолётов «Албемарл» в составе 1-й Авиатранспортной дивизии было сформировано 20 перегоночных экипажей. Первую группу из десяти офицеров доставил в Шотландию 11 января 1943 года британский тяжёлый бомбардировщик «Либерейтор».

В обстановке строжайшей секретности советских пилотов небольшими группами перебрасывали на авиабазу Эррол на востоке Шотландии, где они вступали в состав особого 305-го отряда Королевских ВВС, созданного для тренировки экипажей и перегонки самолётов в Москву.

Из сообщения главы советской военной миссии в Великобритании адмирала Николая Харламова: «Летный состав приступил к работе по программе: летчики и бортмеханики изучают самолет, мотор и оборудование на заводах, радисты и штурманы изучают материальную часть в Эрроле. 20 января приступят к летной тренировке. Экипажи размещены в Эрроле удовлетворительно и питанием обеспечиваются в достаточной степени».

К исходу зимы все было готово к началу операции. Поверх круглых знаков Королевских ВВС на фюзеляжи и крылья «Албемарл» нанесли красные звезды. В ночь с 3 на 4 марта экипаж Александра Шорникова совершил первый перелет по северному маршруту, и на аэродром Внуково начали поступать британские самолеты.

Из докладной записки начальника ГУ ГВФ генерал-полковника авиации Фёдора Астахова заместителю председателя ГКО Вячеславу Молотову: «Докладываю, что в ночь с 3 на 4 марта из Англии в СССР был осуществлен перелет первого самолета «Албемарл» под управлением пилота Шорникова. Вылетел с аэродрома Эррол 3 марта в 20 ч. 45 московского времени и благополучно приземлился на аэродроме Внуково 4 марта в 8 ч. 00. Продолжительность полёта 11 ч. 15. Высота 4-4,5 км. Самолет покрыл расстояние 2662 км».

На авиабазе Линтон-он-Уз в графстве Йоркшир базировались тяжелые бомбардировщики «Галифакс», ставшие ударной силой ночных рейдов на Германию. Советская делегация не раз посещала эту авиабазу, чтобы посмотреть на боевую работу британских коллег.

Из оперативного журнала авиабазы Королевских ВВС Линтон-он-Уз: «12 июня 1943 года. Прошедшей ночью самолеты, назначенные в рейд на Дюссельдорф, приступили к взлету в установленное время. За стартом наблюдали офицеры высокого ранга, представители наших Русских союзников, выражавшие восхищение оперативностью и быстротой, с которой самолеты поднимались в воздух…»

Первые потери и путь домой

При выполнении операции два экипажа без вести пропали на перегоночном маршруте, находившемся под контролем немецких истребителей. Еще один экипаж погиб во время тренировочного полета. Советские летчики успели направить потерявший управление «Албемарл» на безлюдный участок за пределами шотландской деревни Фернан, избежав жертв среди мирного населения.

Сейчас на месте крушения самолета Героя Советского Союза Александра Груздина установлен базальтовый памятный камень и растёт дерево. Жители деревни в праздники несут сюда цветы.

Из оперативного журнала авиабазы Королевских ВВС Эррол: «25 декабря 1943. Рождество. Вечером в офицерском собрании прошел рождественский ужин, на котором присутствовали командующий авиабазой и весь офицерский состав. Летчики Королевских ВВС и русские офицеры 305-го отряда — все смешались в доброжелательной атмосфере всеобщего товарищества…»

Рождественским вечером советский отряд в полном составе прибыл в офицерское собрание. Британцы, для которых это было уже пятое военное Рождество, хором спели рождественские гимны и все расселись за празднично накрытые столы. Возле прибора каждого советского офицера лежало меню на русском языке. У боевых летчиков двух стран, немало повидавших на своих фронтах, нашлось много общих тем для разговоров в то шотландское Рождество 1943 года.

К этому времени через Берингов пролив по трассе «АлСиб» уже шли регулярные поставки по ленд-лизу военно-транспортного самолета С-47. Операция «Албемарл» подошла к концу. 23 февраля 1944 года в Эрроле состоялся торжественный прием по случаю 26-й годовщины Красной Армии, который стал прощальным вечером 305-го отряда Королевских ВВС. Спустя три недели советские офицеры по группам выехали в портовые города Лондондерри, Ливерпуль, Инвернесс, Гринок и Турсо, чтобы морем следовать в Советский Союз.

5 ноября 1944 года приказом Народного комиссара обороны Союза ССР «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» авиасоединение было преобразовано в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию ГВФ.

Подвиги «летчиков особого назначения» чтут и на их Родине. В посёлке Хвойная Новгородской области сейчас создаётся мемориально-исторический комплекс, посвященный воздушному снабжению блокадного Ленинграда. Во Внукове, где базировалась легендарная авиагруппа, в 1944 году преобразованная в 10-ю гвардейскую авиационную транспортную дивизию ГВФ, открыта памятная стела, а в селе Митрофановка Воронежской области в местной школе организовали музей выдающегося земляка, летчика Петра Колесникова.

Еще об операции «Албемарл»:

Шотландский след авиагруппы

Эррол: то взлёт, то посадка

Жизнь — как «лондонский туман»

Лётчики особого назначения

Крылатый осназ увековечат в России и Шотландии

В Шотландии помнят подвиг советских лётчиков