Крамаренко Сергей Макарович: доблестный ас Советского Союза

1945 год. Сергей Крамаренко рядом со своим боевым самолетом ЛА-5 на аэродроме «Теплый стан». Фото личный архив С.М. Крамаренко Среди героических летчиков Великой Отечественной Войны, значимое место занимает Сергей Крамаренко. Мальчик родился в семье крестьян 10 апреля 1923 года. Счастливое событие произошло в селе Калиновке Роменского района, относящегося ныне к Сумской области Украины. Мать, Надежда Григорьевна (1901 – 1982), и отец, Макар Иванович (1890 – 1967), отдали все силы на развитие сельского хозяйства родного региона. С детства Сережа стремился узнавать что-то новое и приобщиться к практическому делу. Занимаясь в различных кружках Осоавиахима, мальчик даже стал руководителем одного из них. Детство будущего героя сопровождалось частыми переездами по разным областям России. Однако, природная сообразительность мальчика дала возможность окончить десятилетнюю школу в селе Выбор Новоржевского района Ленинградской области с золотой медалью. Дорога в небо После школы Крамаренко ощутил в себе стойкое стремление стать летчиком. Начало 40-х годов 20 века было периодом становления и перспективного развития отечественной авиации. Увлекся пилотажем и Сергей Крамаренко. Перед службой в армии, молодой человек сумел окончить курс обучения в московском аэроклубе Дзержинского района. Буквально перед началом Великой Отечественной, в апреле 1941 года, Крамаренко получает повестку в Армию. Уважая стремления парня, он был направлен на учебу в военно-авиационную школу Борисоглебска, где и застала Сергея война. Учитывая, что летного опыта у новичков было мало, группа молодых пилотов была направлена на длительный курс подготовки, который продолжался до июля 1942 года. Военные подвиги Крамаренко К лету 42 Сергей уже имел солидный опыт управления истребителями действующей армии. В августе того же года, он поступил в арзамасский 1-й запасной полк авиации. Начались регулярные боевые вылеты. Благодаря летному таланту, Сергей оказался весьма эффективным ведомым. Несмотря на то, что за все время войны им было сбито только несколько самолетов и один аэростат, Крамаренко внес огромный вклад в стратегии групповых воздушных боев, давая возможность товарищам по эскадрилье увеличивать количество поверженных фашистских машин. Сергей Макарович прошел всю войну в качестве пилота-истребителя. Он участник боев на Курской дуге, в Украине, Белоруссии. Заканчивал ВОВ молодой ас в воздушных боях под Вислой, над Варшавой и при взятии Берлина. В марте 44 года Крамаренко был сбит у украинского города Проскуров. Сергей сумел катапультироваться из горящей машины, однако получил сильные ожоги и попал в плен. Советские войска, в течение недели, освободили Проскуров, а заодно, и Крамаренко. Именно серьезные раны спасли пилота от расстрела: отступая, немцы угнали с собой только здоровых и легко раненых пленных, бросив неходячих больных на произвол судьбы. Далее, Крамаренко ждали полгода восстановления в госпитале. После лечения Сергей сумел вернуться в родной полк и продолжил борьбу с фашистами. За годы войны Крамаренко освоил такие самолеты, как Ла-3 и Ла-5; а также, новейший Ла-7. В преддверии Победы, Сергею Крамаренко был вручен орден Красного Знамени. За время войны Крамаренко осуществил более 50 боевых вылетов, совершал полеты в паре с Кожедубом и Куманичкиным. Начав борьбу с нацизмом в качестве сержанта, молодой истребитель встречал Победу лейтенантом. За гранью Победы После долгожданного салюта Крамаренко продолжил работать в военной авиации. До 1950 года Крамаренко служил в Московском военном Округе, пройдя путь от летчика до заместителя командира эскадрильи. Вскоре, началась еще одна война, в которой довелось участвовать Сергею: произошла военная агрессия США по отношению к Корее. Советское Правительство встало на защиту азиатского народа. Крамаренко с товарищами, как член Коммунистической партии, добровольно решил участвовать в конфликте. Пройдя специальное обучение на реактивных машинах, ас профессионально пилотировал МиГ-15, на котором было сбито 13 американских самолетов. Капитан С.М. Крамаренко кабине своего МиГ-15. Аэродром Аньдун, 1951 г. 17 января 1952 года Сергея сбили в воздушном бою. Он успел выпрыгнуть с парашютом и чудом спасся от пулеметного огня вражеской машины. После этого, в краткое время группа пилотов СССР вернулась на Родину. За подвиги в небе над Кореей Крамаренко получил звание Героя Советского Союза и ряд наград: орденами Ленина и Красного Знамени, медалью За Боевые Заслуги. Также, герою вручались и награды союзных государств. Звание летчика возросло до майора. Мирная жизнь В 1955 году Крамаренко окончил Военно-Воздушную академию и, в звании подполковника, служил в различных регионах СССР. Ему удалось освоить полеты на МиГ-21 и Су-9. Позже, полковник Крамаренко становится старшим инструктором летной безопасности ВВС СССР. Довелось Сергею Макаровичу длительно послужить Родине за границей: в азиатском Ираке и африканском Алжире. В 1979 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации. С 1981 года Крамаренко уходит в отставку. Однако, его общественная деятельность продолжается. Он становится профессором Российской академии естественных наук, заместителем председателя клуба Героев Советского Союза. Большой популярностью пользуется его автобиографическая книга «В небе двух войн». Сергей Макарович Крамаренко Сергей Макарович Крамаренко прожил долгую и плодотворную жизнь, отойдя в мир иной в Москве, годом позже своей обожаемой супруги, 21 мая 2020 года, сумев отметить свой 97-й день Рождения. У аса осталось трое детей, а также, незабвенная память потомков о героических воздушных подвигах!

Крамаренко Сергей Макарович: доблестный ас Советского Союза
© Aeroo.ru