Триллионный лизинг: Россия начала готовиться к интенсивному наращиванию перевозок

После снятия ограничений авиаотрасль России вновь вернется к интенсивному наращиванию перевозок, что потребует новых самолетов, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. 

Триллионный лизинг: Россия начала готовиться к интенсивному наращиванию перевозок
© ФБА "Экономика сегодня"

Российская авиационная отрасль нуждается в кредитах общим объемом до 4,15 трлн рублей для финансирования лизинга около 1100 гражданских пассажирских самолетов МС-21, Sukhoi Superjet 100, а также Ил-114 до 2035 года, заявил вице-президент авиастроительной корпорации «Иркут» Кирилл Будаев.

Потенциал российского авиарынка

Руководство «Иркута» убеждено, что указанный объем лизинга российских самолетов будет востребован рынком и не окажется в переизбытке.

 

«Если ориентироваться на 2035, то речь идет о существенном промежутке времени, в течение которого сумма кредитов может быть скорректирована, - объясняет Олег Пантелеев. - Традиционно, большая часть воздушных судов поставляется на условиях лизинга.

Это означает, что сам авиаперевозчик делает стартовый взнос в размере, как правило, 10-15% от стоимости воздушного судна, остальную часть финансирования представляют лизинговые компании. Соответственно средства отдают в рассрочку для того, чтобы профинансировать сделку.

Продолжительность сделок лишь изредка превышает 15 лет, как правило, срок вдвое меньше, если говорить о формате операционного лизинга. Когда речь идет о прогнозе на десятилетия, часть средств компании успеют вернуть лизинговым компаниям, и они будут запущены в оборот для финансирования новых сделок».

Потенциал российского рынка «Иркут» оценивает верно. Речь идет о более тысячи самолетов разных по размеру, начиная от среднемагистрального МС-21, включая региональные самолеты Sukhoi Superjet 100, а также турбовинтовой Ил-114. Существующий парк этих самолетов уже насчитывает количество бортов, сопоставимое с оценкой «Иркута» в 1100 самолетов. 

«С учетом ожидаемого подъема в сфере перевозок, такое количество самолетов действительно понадобится, - рассуждает Пантелеев. - Причем большую часть от заявленного числа составят именно среднемагистральные самолеты, главным образом МС-21».

Авиапроизводители подготавливают рынок

Ранее госкорпорация «Ростех» озвучила намерение заместить самолетами отечественного производства порядка 70% парка воздушных судов российских авиакомпаний – в любом случае это объем, исчисляемый более 500 самолетов. 

Корпорация «Иркут» уже сделала заявление о том, что в 2022 году поставит авиакомпании «Россия» шесть самолетов МС-21, сейчас проводятся сертификационные испытания судов.

Кроме того, уже сверстана производственная программа для Sukhoi Superjet 100 на 2021–2022 годы, в рамках которой состоится поставка 37 самолетов. До 2024 года восемь «Суперджетов» получит дальневосточная авиакомпания «Аврора».

В текущий момент на Superjet 100 летают «Аэрофлот», «Россия», «Ямал», «Азимут», «Газпром Авиа», «ИрАэро», «Ред Вингс», «Северсталь» и «Якутия». Однако «Аэрофлот» постепенно выходит из этого ряда, так как до 2022 года планирует передать весь парк Superjet своей дочерней авиакомпании «Россия».

«Россия» уже является крупнейшим в стране эксплуатантом Superjet – более трех десятков самолетов в компоновке бизнес- и эконом-класс совершаются межрегиональные рейсы.

Субсидии, которыми государство поддерживает отечественный авиапром, делают продукт привлекательным для эксплуатантов. Так, в 2021 году Росавиация в 2021 году распределила 70% субсидий на региональные перевозки авиакомпаниям, имеющим Sukhoi Superjet 100 в парке.

Кроме того компенсируются 50% затрат компаний на уплату лизинговых платежей за Superjet 100.

Росавиция подсчитала, что всего за январь-май 2021 удалось перевезти 32,96 млн пассажиров, что на 32% больше аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот составил 67 млрд пассажирокилометров – налицо восстановление рынка.

С 2000 и до 2020 года, если не брать пандемийный период, российский рынок авиаперевозок демонстрировал опережающий рост по сравнению с общемировым. По словам Пантелеева, в текущий момент сохраняются все предпосылки к тому, чтобы после снятия ограничений, пассажирская авиация вновь вернулась к интенсивному наращиванию перевозок. В этом плане новые самолеты, безусловно, понадобятся, заключил эксперт.