Пентагону не по себе: Ту-22М3 залетели в Хмеймим с гиперзвуковыми «Кинжалами»

Перелёт трёх дальних бомбардировщиков Ту-22М3 на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии, наделавший немало переполоха в мировых СМИ, в Минобороны РФ прокомментировали достаточно статично. Буднично и без лишней помпезности, как вполне закономерный факт, акцентировав внимание лишь на том обстоятельстве, что этот аэродром в состоянии принимать любые типы воздушных судов имеющихся на вооружении ВКС России. Мол, тут и стратегический ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь» вполне может «запарковаться» при необходимости.

Пентагону не по себе: Ту-22М3 залетели в Хмеймим с гиперзвуковыми «Кинжалами»
© Свободная пресса

«Экипажи дальних бомбардировщиков приобретут практические навыки отработки учебных задач в новых географических районах в ходе выполнения полётов в воздушном пространстве над акваторией Средиземного моря», – буднично отрапортовали в российском военном ведомстве. Добавив при этом, что базирование самолётов данного типа на аэродроме в Хмеймиме осуществлено впервые, при этом пояснили, что после выполнения учебных задач в морской зоне Средиземного моря бомбардировщики вернутся на аэродромы постоянной дислокации в России. А может, и не вернутся, но это так – додумка.

В общем, такая лёгкая воздушная прогулка в учебных целях для трёх мощных самолётов, которые способны ввести в трепет любого потенциального противника своей «начинкой», которая предполагает и ядерное оружие.

Понятно, что в Сирию Ту-22М3 перелетели не для того, чтобы гонять «бармалеев», как называют российские военные боевиков, где-то в провинции Идлиб или «присматривать» за военными базами США, которые ещё остаются на севере этой страны. Для этих целей имеются другие силы и средства как ВКС РФ, так и наземных средств военной полиции и сил специального назначения.

Зачем тогда здесь российский дальний стратегический ракетоносец-бомбардировщик, несущий около 6 тонн смертоносного оружия? По кодификации НАТО Ту-22М – Backfire, что означает в переводе «иметь неприятные последствия». Какими «последствиями» может обернуться передислокация, пусть даже временная, этих самолётов в Хмеймим?

В сообщении Минобороны чётко указывается направление вероятного применения («отработки учебных задач») звена Ту-22М3 в Сирии – Средиземное море. Кто там может рассматриваться в качестве цели для российских самолётов, которые прозвали «грозой авианосцев»? Правильно, как сами авианосцы, так и весь 6-й флот ВМС США, который «господствует» в Средиземке. А ещё туда направилась авианосная ударная группа Королевского флота во главе с «Куин Элизабет», двигаются сейчас в направлении Сирии ещё и три американских десантных корабля с морской пехотой на борту, да много ещё других целей для российского Backfire.

Авиабаза в сирийском Хмеймиме ценна, помимо прочего, и тем, что позволяет напрямую выходить российским самолётам в небо над Средиземным морем. И, скажем, если бы те же Ту-22М3 совершали вылеты в этот регион с аэродрома «Бельбек» в Крыму (его переоборудовали под взлёт-посадку тяжелых бомбардировщиков), то помимо расстояния им пришлось бы проходить и зону ПВО как минимум Турции, страны НАТО.

Маршрут перелёта для российских стратегических бомбардировщиков в Сирию (а Ту-22М3 здесь неоднократно наносили ракетные удары по позициям боевиков, начиная с 2016 года) тоже был не самым простым. Пролёт осуществлялся либо через Турцию, либо через Иран и Ирак.

Был и более долгий маршрут – через аэродром «Оленья» на Кольском полуострове, затем вокруг Скандинавии, Британских островов и всей Европы (с дозаправкой над проливом Гибралтар), и уже через Средиземное море в сторону Сирии, где, отработав ракетами, самолёты уходили в сторону Каспийского моря (со второй дозаправкой) и потом на базовый аэродром в Энгельсе Саратовской области. 14 тысяч километров в общей сложности.

Сейчас необходимость таких дальних перелётов отпала – в Хмеймиме и заправка, и пополнение боекомплекта в случае необходимости, и возможность круглосуточного боевого дежурства над Средиземным морем. Почему в Хмеймим перебросили Ту-22М3, а не, скажем, Ту-160 или Ту-95? Потому что именно этот самолёт в большей степени предназначен для поражения морских целей. Его скорость на высоте – 2 300 километров в час. Высота полета – 13 тысяч метров. Дальность полета – 6-7 тысяч километров. Запас топлива на борту – под 50 тонн. Плюс оборудование и вооружение. По сути, это летающий ракетоносец.

На Ту-22М3 установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающий инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. Самолёт оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток.

Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части фюзеляжа размещены РЛС и телевизионный прицел, которые включают системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса отражателей и тепловых ловушек.

Нынешнее ракетное вооружение Ту-22М3 состоит из управляемых ракет, предназначенных для поражения крупных морских и наземных целей на дальности до 500 километров. Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми ракетами малой дальности, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаться в фюзеляже, еще четыре ракеты подвешиваются под крылом и фюзеляжем. Бомбовое вооружение располагается в фюзеляже и на четырех узлах внешней подвески. Предусмотрено вооружение самолета высокоточными корректируемыми бомбами.

А ещё известно, что Ту-22М3 может нести три гиперзвуковые ракеты «Кинжал» и именно с ними эти самолёты направились сейчас в Сирию. Ранее «тушка» уже получила современные противокорабельные ракеты Х-32 класса «воздух-поверхность» с дальностью поражения в 600 километров и скоростью около 5000 км/ч, что позволяет ей прорывать ПРО класса Aegis. Х-32 летит к цели на высоте около 40 километров, а на завершающем участке атакует цель в крутом пикировании. Эти ракеты легко меняются на первый в мире гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс в состав которого входит сама ракета Х-47М2 «Кинжал».

– Любая российская военная техника, в том числе авиационная, проходит в Сирии помимо боевого применения ещё и испытания, – рассказывает военный эксперт Александр Дробышевский. – Это установка министра обороны Сергея Шойгу на проверку современных вооружений в боевых условиях. Здесь отлетали истребители пятого поколения Су-57, здесь откатали танки Т-14 «Армата», здесь в реальных условиях работают новейшие средства РЭБ и беспилотники. Почему бы не испытать и гиперзвуковые «Кинжалы»?

Ту-22М3 уже проводил испытательные пуски таких ракет на Дальнем Востоке, надо полагать, что они признаны успешными и теперь могут применяться и в боевых условиях. У этого самолёта часть ракетно-бомбового вооружения находится внутри фюзеляжа, поэтому визуально распознать, что находится в его чреве – ракеты Х-32 или Х-47М2 невозможно. Пусть супостат думает, что там пакуются именно «Кинжалы», тем более, что эффективность и тех, и других крайне высока.

Не нужно забывать при этом, что Ту-22М3 способен выполнять и другие функции, например, в качестве самолёта-разведчика. В любом случае появление таких самолётов в Сирии сработает на повышение боевого потенциала России в этом регионе – сверхзвуковые Ту-22М3, с радиусом полёта более чем в две тысячи километров, смогут держать «в прицеле» не только Средиземное море, но значительную часть Европы и Северной Африки.

Насколько известно, в составе ВКС России находится около 130 самолётов Ту-22М3, порядка ста из них находятся на хранении, однако их планируют модернизировать до уровня Ту-22М3М – в нынешнем году количество обновленных «тушек» доведут до 30 единиц. Казанский завод им. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») продлит ресурс планера до 40 календарных лет, а также выполнит комплекс работ по наступательным вооружениям этого самолета.

Возвращение таких бомбардировщиков на вооружение российской армии способно кардинально изменить расстановку сил на театре военных действий. И это ещё один повод для беспокойства США, которые долгое время не проводили модернизацию в своей противоракетной обороне на флоте и теперь им достаточно сложно совершенствовать оборонительные системы. По крайней мере, сейчас американцы бессильны против воздействия Ту-22М3М с его новым вооружением. И уж точно не устоят перед «Кинжалом».