Войти в почту

Потрогать Россию за голую Арктику

Интерес к Северному морскому пути и русской Арктике последнее время проявляют не только традиционные партнеры России по торговле – китайцы, но и пионеры в сфере высоких технологий – японцы. Возможно, их знаменитые автомобильные концерны рассчитывают, в преддверии потепления климата, экспортировать нам на севера свою чудо-технику. Например, болотоходы или трактора. Видимо, это их цель, но начали японцы сильно издалека.

Потрогать Россию за голую Арктику
© Свободная пресса

В стране Восходящего солнца посчитали, что в торговых связях с Европой использование Северного морского пути гарантирует экономию времени – около 60 процентов по сравнению с маршрутом через Индийский океан и Суэцкий канал. Кстати, авария контейнеровоза 23 марта в Суэцком канале резко повысила градус привлекательности северного маршрута. Севморпуть (СМП) сейчас всерьез рассматривается, как альтернатива южному торговому коридору.

Навигация в Ледовитом океане в ближайшие годы станет круглогодичной из-за объективного фактора – потепления климата. Плюс Россия намерена обеспечить бесперебойное и безопасное функционирование СМП посредством мощных ледоколов. Кораблей такого класса в стране более сорока. К слову, в России самый большой ледокольный флот в мире. Дополнительно, до 2026 года, Балтийский завод построит для Севморпути пять атомных ледоколов, еще два супер-ледокола строятся на дальневосточной верфи «Звезда».

Однако, считают в Японии, выгоды транспортной логистики это еще не все. Как только Северный Ледовитый океан станет свободным ото льда, в разы увеличится доступность залежей природных богатств, которые ждут своего часа в русской Арктике. Да, именно в русской, так как Россия территориально фактически владеет Северным морским путем. Прочие страны прибрежные страны – США, Канада, Норвегия, имеют лишь выходы в Ледовитый океан, а также громадное желание поучаствовать в дележе будущих доходов. А Китай, например, прямого выхода к Северному Ледовитому океану вообще не имеет, но не скрывает намерений извлечь максимальную выгоду от использования СМП и ресурсов Арктики. В Японии также заявили, что страна не останется в стороне от протекающих в Арктике процессов. «В будущем этот регион приобретет стратегическое значение для планеты и стабильности во всем мире» - так выразился министр обороны Японии Нобуо Киси.

Россия, образно выражаясь, оказалась в положении Мерилин Монро на знаменитой фотографии, где у красавицы задралась юбка. Всем интересно потрогать Россию за голую Арктику. И с этим надо что-то делать.

Нельзя сказать, что в нашей стране не понимают того факта, что Север, из захолустного гулаговского прошлого, вдруг стал превращаться в блестящее цивилизованное будущее. Северный морской путь способен разом решить вековую проблему – доступ России к незамерзающим портам и таким образом обеспечить процветание страны. Поэтому российские войска значительно активизировали свою деятельность за полярным кругом – последние годы в арктическом регионе активно создается военная инфраструктура.

Однако, заметим, содержание СМП как транзитного коридора из Азии в Европу, помимо военной, потребует строительства еще и гражданской инфраструктуры. А это железные и автомобильные дороги, перевалочные порты вдоль побережья Ледовитого океана, города, заводы и т.д. Пока на месте будущего великолепия лишь вечная мерзлота, которая по мере потепления климата превращается в болото. Японцы отмечают, что в России мало всепроходимых машин, способных обеспечить бесперебойную доставку строительных грузов на Север в условиях тающей вечной мерзлоты.

На самом деле, такая машина вообще одна – двухсекционный вездеход-амфибия ДТ-30. Машина проектировалась для советской армии в конце 1960-х годов. В 1980 году вездеход ДТ был принят на вооружение, и началось его серийное производство. Сейчас есть несколько модификаций этой машин. Армейский ДТ-30 «Витязь», например, оснащен зенитной установкой, зенитно-ракетным комплексами «Панцирь СА» или «Тор М2ДТ». Гражданские модификации ДТ-30 работы работают у геологов и буровиков.

Однако, в случае начала активного строительства на Севере портов и железных дорог, специализированных вездеходов потребуется очень много и тут, похоже, японцы увидели для себя коммерческую нишу. Японский «флот самообороны» не может конкурировать с флотами великих держав в Ледовитом океане, зато, намекают в Токио, на суше японская техника очень даже впишется в дело освоения русской Арктики. Какие еще перспективы сотрудничества или конкуренции между странами открываются с развитием Северного морского пути, редакция «Петербургской газеты» попросила рассказать известного российского ученого, инженера, автора более ста изобретений, в том числе кораблей-тримаранов ледового класса Гамида Халилова.

– Северный морской путь через короткое время, возможно, станет основным торговым коридором, связывающим Европу и Азию. Многие страны хотят поучаствовать в этой прибыльной концессии. Насколько, по вашему мнению, обоснованы притязания на морской путь через Арктику таких стран как США, Канада, Норвегия? Сейчас даже отдаленные государства – Китай и Япония, высылают туда корабли с целью обозначить свой интерес.

– Есть всеми признаваемая морская граница России, исключительная экономическая зона, которую мы должны защищать. Хотя конечно, в этом случае надо не конфликтовать, а договариваться, с учетом собственной выгоды. Поэтому для начала Россия должна хорошо вложиться в Северный морской путь, построить корабли, чтобы стать главным перевозчиком. Оптимально будет разделить доли перевозок в процентах, но чтобы основная часть приходилась на российский флот.

В случае с СМП, правда, есть свои тонкости и недоговоренности. Например, в Норвегии сейчас строят тримаран-ледокол. Это судно очень высокой проходимости – оно может разбивать лед в высоких широтах. Возможно, с помощью таких кораблей норвежцы собираются проложить собственный торговый путь и обходить нашу экономическую зону севернее.

Другой момент: на Аляске стоит американская климатическая станция. Никто доподлинно не знает, как эта станция может влиять на погоду в регионе. Какие ее возможности? Вдруг США владеют механизмом, способным, условно говоря, «насылать» штормы, или мороз в тех широтах? Или формировать ледовые поля? Тогда Северный морской путь будет зависеть от капризов политики – а Штаты могут нам навредить – и он уже не будет оптимальным для торговли, или вообще закрыт. Это надо учитывать.

Что бы обезопасить себя от провокаций и шантажа со стороны Соединенных Штатов, желательно параллельно с СМП вернуться к проекту альтернативного, Южного морского пути. То есть – построить стратегический канал из Каспийского моря в Персидский залив, по территории дружественного нам Ирана. Этот проект активно обсуждался в конце ХХ века. В строительство хотели вложиться Иран и Китай. Тогда дело заглохло, а жаль – ведь Россия получила бы выход в Индийский океан не только для торговых судов, но и кораблей ВМФ.

– Вдоль побережья Ледовитого океана с пуском СМП России придется строить порты, дорожную и экономическую инфраструктуру. Потянет ли страна этот глобальный проект в одиночку, или такое строительство возможно только в рамках международного сотрудничества? Всем миром, так сказать?

– У России нет таких огромных ресурсов, чтобы в изоляции сделать побережье Ледовитого океана привлекательным для судоходства и безопасным. Там потребуются порты с заводами для починки транзитных судов, надежная спасательная служба и т.д. Чтобы снизить риски, в том числе – политические, должно быть международное сотрудничество, кооперация.

Кооперация необходима, чтоб в процессе строительства приобрести друзей, а не нажить врагов. Сотрудничество, например, с Японией, при создании инфраструктуры СМП, позволит вывести эту страну из-под влияния США. Северный морской путь может, вообще, поменять геополитический расклад кардинально в нашу пользу, если все умно просчитать. Но и про иранский канал забывать не надо.