Войти в почту

Мир фаянса и фарфора: в День музеев Главархив рассказал об искусствоведе Игоре Суслове

Традиционно в этот день, 18 мая, отмечается День музеев. Хороший повод вспомнить, что Москва – огромный культурный центр, она насчитывает в себе множество художественных и краеведческих, исторических и технических, мемориальных и многих других музеев. Среди них – Государственный исторический музей (ГИМ) – крупнейший национальный музей России, где история и культура страны проиллюстрированы с древних времен и до наших дней. Здесь выставлено более 22 тысяч уникальных экспонатов, а фонд музея содержит около 4 миллионов разнообразных исторических образцов.

В Главархиве столицы хранится личный фонд искусствоведа и музееведа Игоря Суслова, долгие годы трудившегося в ГИМе. В фонде представлены личные и творческие документы искусствоведа: научные статьи, переписка с коллегами и коллекционерами, фотографии с фронта, снимки во время работы в ГИМе. А среди печатных изданий фонда - коллекция справочников по отечественному декоративно-прикладному искусству XVII-XX веков.

Игорь Суслов родился в Москве 26 ноября 1917 года в семье инженера-механика Михаила Суслова и Анны Сусловой. Окончив в 1937 году среднюю школу, юноша поступил в Московский текстильный институт. Однако учиться Игорь Суслов не смог: у него был обнаружен туберкулез, и в 1938 году он прекратил обучение.

В июле 1941 года Игорь Суслов был призван в ряды Красной армии, проходил службу в штабе. На последних этапах войны он принимал участие в боях при форсировании реки Березина за овладение городом и крепостью Кенигсберг. Суслов был награжден за свою службу орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах».

Демобилизовавшись в сентябре 1946 года, Игорь Суслов работал лаборантом на кафедре истории искусств Московского городского педагогического института им. В.П. Потемкина и параллельно учился на художественно-графическом факультете вечернего отделения этого же института. В ноябре 1951 года Суслов поступил в аспирантуру НИИ художественной промышленности, а затем начал работать в отделе керамики Государственного Исторического института.

За свою жизнь Игорь Суслов опубликовал более 30 научных работ в области искусствоведения, а также теории и практики музейного дела. Среди них: исследование, посвященное скульптору Александру Опекушину, альбом собрания русского фарфора в Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», очерки и статьи в трех томах «Истории русского декоративного искусства», многочисленные статьи, касающиеся профессиональной деятельности.

Интересовался музеевед Игорь Суслов и исследованием истории фарфорово-фаянсового производства в России и за рубежом, его увлекало ювелирное дело, художественная обработка металла и другие промыслы. Все эти темы нашли свое отражение в творческих работах искусствоведа, хранящихся в фонде Главархива.

В 1962 году Игорь Суслов защитил диссертацию «Русская эмаль (развитие живописного мастерства в русской эмали XVII – 1-й половине XIX веков)» и стал кандидатом искусствоведения.

Затем искусствовед трудился в секторе НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств, в секторе музейных фондов НИИ музееведения Министерства культуры РСФСР. Был Игорь Суслов и заместителем директора по научной части Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

Не стало Игоря Суслова в июне 1981 года.

Познакомиться с документами музееведа Игоря Суслова можно в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 82, корпус 1. Он открыт по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 09:30 до 15:00. В читальном зале соблюдаются необходимые санитарные требования: столы стоят на большом расстоянии друг от друга, в помещении регулярно проводится дезинфекция. Посетителям необходимо иметь при себе маску и перчатки.