Тяжелая судьба легкого крейсера «Михаил Кутузов»
Кажется, такой сюжет возможен только в каком-нибудь лихо закрученном фильме-катастрофе, но не в реальной российской жизни: посреди бела дня в Цемесской бухте, прямо у причальной стенки в центре Новороссийска, огромный артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», давно ставший кораблем-музеем, вдруг начинает крениться. С пушечным грохотом лопаются швартовые концы, с палуб и надстроек в воду валятся охваченные паникой люди. Потом старый крейсер полным водоизмещением порядка 16000 тонн тяжело переворачивается кверху днищем и на глазах у многочисленных экстренных служб города-порта начинает медленно, но верно тонуть прямо у причала.
Такая картина – не плод воспаленного воображения автора. Перед нами вполне реалистичный прогноз неназванного флотского специалиста относительно возможной ближайшей судьбы крейсера «Михаил Кутузов», с 2002 года являющегося филиалом Центрального военно-морского музея в Новороссийске.
Этот прогноз 14 мая 2021 года опубликовало вполне официальное информационное агентство ТАСС. Вот цитата из той ошеломляющей новости: «Все течет, особенно корма (крейсера-музея – «СП»). Только героические усилия экипажа и технические средства, как сообщается в открытой печати, не позволяют ему утонуть. Остаточные толщины корпуса неизвестны… Без докования крейсер может перевернуться у стенки и унести за собой спасателей и экипаж».
Хотя, строго говоря, не такая уж это и новость. Еще в феврале нынешнего года на пресс-конференции в Санкт-Петербурге директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай признавал: «Корабль находится в тяжелом состоянии, он требует немедленного докования, требуется ремонт… Нужно обязательно посмотреть, что находится ниже ватерлинии, и принять меры. Есть проблемы, связанные с днищем корабля, и мы их устраняем доступными нам средствами. Надеемся, что наши старшие товарищи помогут нам, чтобы в этом или следующем году корабль обязательно побывал в доке».
Кто эти «старшие товарищи», которые должны помочь, но никак не помогают? И что в действительности сегодня происходит вокруг корабля-музея, давно ставшего одним из самых узнаваемых символов Новороссийска?
Для тех, кто не в курсе: «Михаил Кутузов» - последний оставшийся на плаву из серии в двенадцать исключительно удачных советских легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис. Спущен на воду в Николаеве в 1952 году. В составе Черноморского флота выполнял задачи в Средиземном море и в Атлантике, совершил 15 дальних океанских походов. За время службы в общей сложности прошел 211900 морских миль. В июне 1967 года находился в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта, а в период с 1 августа по 31 декабря 1968 года — вооружённым силам Сирии.
В 1987 году переведён в резерв ВМФ. Выведен из боевого состава в 1992 году. Был, как и прочие его собратья по проекту, предназначен на слом за копеечные деньги где-нибудь за границей.
Но завершиться столь печально судьбе заслуженного корабля не дал совет ветеранов Севастопольской эскадры. Старые военные моряки писали письма-протесты президенту России Борису Ельцину, главкому ВМФ РФ адмиралу Владимиру Куроедову, четырем сменявшим один другого командующим Черноморским флотом. Казалось – все впустую. Ситуацию усугубляло и то, что в Крыму тогда безголово хозяйничала Украина. Поэтому без ведома и одобрения Киева штаб флота в этом направлении был не в силах предпринять почти ничего. Кроме единственного: взять и перевести «Михаила Кутузова» из Севастопольской бухты в Цемесскую. То есть – в единственный на Черном море российский порт, в котором можно было бы укрыть крейсер от слишком уж алчных глаз. Не только украинских, но и наших, отечественных. Правда, для этого понадобилось решение тогдашнего премьер-министра РФ Евгения Примакова.
Оно, это спасительное для крейсера решение, родилось, возможно, потому, что некоторую свою причастность к флоту Евгений Максимович ощущал с 1944 года. Именно тогда будущий премьер стал курсантом военно-морского подготовительного училища в Баку. А его офицерская карьера, вероятно, не состоялась только потому, что спустя два года у курсанта Примакова обнаружили начальную стадию туберкулеза и списали пацана на «гражданку».
Как бы там ни было, в 2003 году «Михаил Кутузов» был ошвартован в самом роскошном уголке Цемесской бухты - у причала № 33, прямо напротив здания Морского вокзала города-героя. Что очень понравилось горожанам и туристам, но не чиновникам. Задвинуть крейсер куда-нибудь с глаз долой власти пытались не раз. Почему? Да потому что никакой особой прибыли ни Новороссийску, ни казне Краснодарского края корабль-музей с его грошовой цены билетами не приносил и не приносит.
Даже наоборот – требует регулярных и немалых финансовых вливаний на содержание крейсера. А блеск глаз мальчишек, что ежедневно с экскурсиями поднимаются на его палубу, заглядывают в ходовую рубку, в матросские кубрики, в офицерские каюты и в стволы 152-мм орудий главного калибра, в рублях ни одному бухгалтеру измерить не под силу.
В смысле давних и очень непростых взаимоотношений властей и корабля-музея очень показательно, как мне кажется, история, случившаяся в декабре 2013 года. Тогда на очередном заседании Морской коллегии при правительстве РФ выступил заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский. Он потребовал убрать «Михаила Кутузова» с лучшего причала Новороссийска. Напомнив при этом, что крейсер к нему в 2003 году ставили «на пару месяцев». А тот, дескать, обосновался здесь как минимум на целое десятилетие.
Внезапная прыть замминистра транспорта объяснялась просто. Как раз надвигалась на город сулившая неплохой доход регата SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014 крупнейших в мире учебных парусников, среди которых значились наши знаменитые «Мир», «Крузенштерн», «Седов» и «Надежда». В оргкомитет регаты господин Олерский и входил. Естественно, более «козырного» места для швартовки роскошных парусников со всего мира, чем то, что напротив Морского вокзала Новороссийска, он просто не видел.
А куда девать «Михаила Кутузова»? Да куда угодно! Хоть на время засунуть в док Новороссийского судоремонтного завода, раз уже тогда наставала пора серьезного ремонта корабля. Что, собственно, Олерский и предложил Морской коллегии.
Но тут же выяснилось, что денег на ремонт «Кутузова» требуется – мама, не горюй! Речь и тогда, и сейчас идет о миллиардах рублей. По некоторым данным – не менее, чем о двух. Дешевле множащиеся течи в подводной части корпуса крейсера никак не устранить, исполосованные подтеками ржавчины борта не покрасить, дыры в кулак в надстройках не заделать, внутренние помещения и многочисленные коридоры не привести в божеский вид. А раз денег нет – все застопорилось. И у Морского вокзала Новороссийска корабль-музей во все более унылом виде вынужденно коротает деньки и по сей день. Три десятилетия он не видел ни докового, ни какого-либо иного серьезного ремонта. При нормативе - один ремонт в заводе не менее, чем раз в пять лет.
Между тем, неугомонные ветераны эскадры теперь требуют вернуть «Михаила Кутузова» в Севастополь, над которым снова реет Андреевский флаг. Резоны таковы.
Первый: городу морской славы России давно требуется свой корабль-мемориал. И не какой-нибудь тральщик или сторожевик, а согласно статусу – корабль первого ранга. Тем более – тот, чьи якорные бочки десятилетиями качались на волнах на рейде главной базы ЧФ.
Второй: поколения бывших членов экипажа «Михаила Кутузова» и их семьи живут именно в Севастополе. Кому как не им следить за порядком на корабле и рассказывать о его службе подрастающему поколению?
Третий: оптимальное место для вечной стоянки крейсера давно помогли определить специалисты «Гидроморпроекта» - внутренняя сторона Южного мола, прикрывающего от штормов вход в Севастопольскую бухту. Тогда и с мыса Хрустальный, и с набережной адмирала Корнилова, и с Приморского бульвара, и с Северной стороны стройные обводы и пушки «Михаила Кутузова» рядом с Константиновским равелином смотрелись бы как новая роскошная визитная карточка Главной базы Черноморского флота. Вторая по значению после Памятника затопленным кораблям.
Правда, многие в Новороссийске уже привыкли, что «Михаил Кутузов» их. И только их. Поэтому провожать его в Крым не согласны ни в какую. В ответ крымчане обвиняют оппонентов ни много, ни мало в том, будто те стащили с их груди заслуженную боевую «медаль» и нацепили на собственную.
Но в этом бесплодном пока споре двух городов-героев теряется главное. В том состоянии, до которого мы сами довели легендарный крейсер, ему никакие силы уже не помогут даже под буксирами дойти до Севастополя. А в Новороссийске, как уже сказано, он просто скоро утонет. Выходит, нужно срочно искать деньги на ремонт.
Вы можете спросить: а как же знаменитый крейсер «Аврора» в Питере? Он же куда старше «Михаила Кутузова», но стоит себе на якорях у набережной Невы. И вид имеет вполне флотский, потому что ремонтируется и красится своевременно.
Скажем, к 1971 году стало ясно, что «корабль революции» оказался примерно в том же положении, что и сегодня «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Из-за многочисленных течей в старинном корпусе «Аврора» тоже вот-вот грозила лечь на грунт и спасалась только круглосуточной работой откачивающих насосов. Ее отбуксировали на Судостроительный завод имени Жданова в тогда еще Ленинграде. Там подводная часть корпуса крейсера была отрезана и взамен приварена новая с использованием современных технологий сварных швов.
Да, в некотором смысле вместо полноценной реставрации реликвии получился «новодел». Но хотя бы внешне «Аврора» осталась почти той же. И затопление ей больше не грозит.
А почему ровно то же самое не проделать с «Михаилом Кутузовым»? Основное различие между этими кораблями в том, что «Аврору» пусть и сугубо символически, но оставили в списке боевых кораблей ВМФ России. А «Михаила Кутузова» давно из него исключили. Хотя в 1996 году международная организация ЮНЕСКО и приняла решение о включении крейсера в каталог крупных кораблей, ставших историческими музеями и центрами национального значения. Поэтому на «Аврору» Министерству обороны можно тратить деньги из гособоронзаказа. А на черноморский крейсер – ни-ни. Ибо он, с точки зрения закона, всего лишь музей. Иначе говоря – объект культурного наследия. А «культура» у нас финансируется известно как.
Ну, так что – так и будем равнодушно наблюдать, как бывшая краса и гордость нашего послевоенного флота готовится у собственного причала пускать пузыри? Или найдем все же требуемые миллиарды? И лишь потом станем решать: чью набережную – Севастополя или Новороссийска? – корабль украсит.