«Население сократилось в 10 раз». Белорусский историк – о роли и потерях Могилева в Великой войне

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа остаются приоритетом для Беларуси и России. Музеи и семейные архивы хранят множество свидетельств тех времен. Этой весной в Могилевском областном краеведческом музее открылись выставки «Могилев. Оккупация. Трагедия и подвиг» и «Фотопамять войны». Они рассказывают историю военных будней города: оборона Могилева продолжалась 23 дня, а освобождение – 23 часа. О самых ценных экспонатах выставки и о том, как Могилев восстанавливали после освобождения «Евразия.Эксперт» рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом и хранитель коллекции военной истории Могилевского областного краеведческого музея Александра Буракова.

«Население сократилось в 10 раз». Белорусский историк – о роли и потерях Могилева в Великой войне
© Евразия Эксперт

– Александра Сергеевна, какую роль сыграл Могилев и герои Могилевщины в начале войны и при освобождении БССР?

– В целом оборона города Могилева считается важным событием в истории Великой Отечественной войны. На территории Могилевщины были сдержаны крупные силы противника. Военный корреспондент Константин Симонов, который приехал в июле 1941 г. в Могилевскую область, на Буйничском поле увидел впервые со времени начала войны ту часть, которая не отступала и продолжала сражаться до последнего патрона.

Он познакомился с командиром 388-го полка Семеном Кутеповым, который при встрече с Симоновым сказал: «Вот, говорят, «танки, танки», а мы их бьем. Если пехота решила не отступать, хорошо окопалась, никакие танки ей не страшны». Симонов увидел здесь будущую победу, увидел, что есть люди, которые могут остановить врага. Его красноречивым решением было развеять прах над «Буйничским полем», чтобы показать значимость для него этого уголка. Он говорил: «И у меня есть кусок земли, которой мне век не забыть. Это поле под Могилевом, где я впервые увидел будущую победу и увидел впервые, как наши сожгли 39 немецких танков».

По официальной версии оборона Могилева продолжалась 23 дня – с легкой руки маршала Советского Союза Андрея Еременко, который впервые после войны заговорил в полный голос о героической обороне Могилева. Он написал очерк в газете «Красная звезда», назвав его «На могилевских рубежах». До этого момента об обороне Могилева старались не говорить, а после очерка Еременко стали регулярно проводиться встречи ветеранов обороны Могилева.

Оборона города Могилева имела круговой характер, то есть, к ней очень хорошо подготовились, организация была на очень высоком уровне. Освободили Могилев буквально за 23 часа, то есть стремительно, хотя оборона противника была мощной, и на Днепре она называлась «Медведь»: глубина ее составляла около 60 км. Но сопротивление было уже, в принципе, бесполезным. Здесь можно отметить эпизод, связанный с героем Советского Союза Валентином Фатиным, который, как считается, взял в плен в Могилеве штаб немецкой дивизии: около 30 офицеров и в том числе двух немецких генералов. Действительно, ситуация была такова, что немцы были готовы сдаться в плен первому попавшемуся русскому солдату.

Воспоминания И.К. Кириллова о подвиге Валентина Фатина.

– Какую роль сыграли партизаны?

– Конечно, во время освобождения важную роль сыграли и партизаны Могилевщины. «Рельсовая война» проводилась очень активно, диверсии на железной дороге. Хотелось бы отметить такой яркий эпизод, как диверсия на станции «Осиповичи», которую провел Федор Крылович. Причем, эту диверсию назвал самой блестящей наземной операцией времен Второй мировой войны сам Пономаренко. Что же случилось тогда, как была проведена эта диверсия?

Крылович работал электромонтером на станции «Осиповичи» и, когда сломался семафор, он взял магнитные мины и пошел чинить этот семафор. По дороге он прикрепил магнитные мины в начало и конец вражеского эшелона с горючим и планировал, что этот эшелон взорвется где-то в пути. Но случилось то, чего Крылович не ожидал – немцы просто поставили этот эшелон в тупик на станции «Осиповичи», где находилось еще несколько немецких эшелонов с танками «Тигр», авиабомбами, боеприпасами. Раздались взрывы, и сразу несколько эшелонов сгорело, то есть гитлеровской армии был нанесен колоссальный вред.

Эти танки и боеприпасы планировалось отправить на Курскую дугу, так что эта диверсия имела большое значение в общем контексте Великой Отечественной войны.

Железнодорожный состав, уничтоженный советскими партизанами.

– Кто из уроженцев Могилева стал героем войны?

– В целом звания героев Советского Союза получило 114 уроженцев Могилевской области, из них могилевчан было 10, и один – полный кавалер Ордена Славы. Если говорить именно об уроженцах города Могилева, то 6 героев Советского Союза и один полный кавалер Ордена Славы. Из шести двое были исследователями Арктики, а третий (Андрей Мельников) – участником Афганской войны, а все остальные трое – участники Великой Отечественной войны.

Ефим Златин был командиром минометного взвода в стрелковом полку, был участником Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, особо отличился при форсировании реки Днепр на Украине. Им было отбито семь немецких контратак, уничтожено три пулеметных и девять минометных точек, а также около роты живой силы противника. Будучи раненым, он продолжал руководить боем.

Еще один уроженец Могилева и герой Советского Союза – это Михаил Лусто, участник боев на Курской дуге. Он освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Польшу, Германию. Он был летчиком-истребителем. Например, с 16 мая по 13 июля 1943 г. на самолетах Як-31 он совершил 39 боевых вылетов и провел семь воздушных боев, лично сбил два самолета противника. Отличился он также и 10 января 1944 г., когда четверка истребителей во главе с Лусто, возвращаясь с боевого задания, встретила в районе Кировограда двадцать немецких бомбардировщиков U-87. Лусто в этом бою сбил один «Юнкерс», а его ведомые подожгли второй, и в целом строй немецких самолетов распался.

Хотелось бы вспомнить еще одного уроженца города Могилева, Леонида Лорченко. Этот человек получил звание героя Советского Союза, в отличие от предыдущих, посмертно, в 1965 г. Леня Лорченко был могилевским подпольщиком, а потом партизаном Шестисотого партизанского отряда. Погиб он возле деревни Антонова Буда Белыничского района в июле 1943 г. Он подорвал себя вместе с немцами последней гранатой, и за это был посмертно удостоен звания героя Советского Союза уже в 1965 г.

А полный кавалер Ордена Славы Ефим Минкин был разведчиком, отличился в боях под Сталинградом, на территории Румынии, Венгрии и Австрии.

– Как проходило восстановление Могилева после Великой Отечественной войны? Насколько сильно пострадал город?

– Город пострадал достаточно сильно: почти половина жилых и общественных зданий была уничтожена, особенно досталось центру города (пострадали улицы Первомайская, Ленинская, которые стояли в руинах, были изрыты воронками от бомб и снарядов). Когда немцы готовились к обороне, они полностью выжгли Подниколье и Луполово.

В числе первоочередных задач был учет населения: его регистрировали в Горсовете, и на первое июля 1944 г. было зарегистрировано 10 142 проживающих в Могилеве, а до войны в городе проживало более 100 000 человек.

Неотложной задачей было разминирование города, а мины встречались повсеместно в уцелевших зданиях и в руинах. Эти мины явились причиной гибели 22 человек. В связи с этим при военной части был создан штаб разминирования, и для этих работ, поскольку специалистов не хватало, привлекали и подростков призывного возраста. Несколько дней их обучали, а потом формировали бригады и отправляли их на объекты. Для нормальной жизни города нужно было организовать выпечку хлеба, наладить работу столовых, магазинов. В первую неделю после освобождения в городе открылись больницы, поликлиника, аптека, парикмахерская, баня, 12 магазинов, начали работать столовые, отделение связи, телеграф и так далее.

28 августа 1944 г. была создана комиссия по установлению и расследованию злодеяний гитлеровцев, и в нее вошли многие известные люди – учителя, врачи, военные. Возглавлял эту комиссию председатель Горисполкома Королев, который также был участником Великой Отечественной войны, и эта комиссия определила потери. Людские потери в 70 тыс. человек были именно в городе Могилеве, из них 30 тыс. мирных жителей и 40 тыс. военнопленных в Луполовском концлагере. По данным комиссии, было уничтожено 43 предприятия, 3230 жилых домов, 15 школ, 14 библиотек, 2 больницы и так далее.

Конечно же, реальную опасность для горожан представляли руины зданий и завалы на улицах. Из-за нехватки рабочих рук расчистку города должны были производить сами его жители, и Горисполком принял постановление о привлечении к трудовой повинности граждан Могилева. Все жители города (женщины с 16 до 50 лет и мужчины до 55 лет) должны были в течение двух месяцев отработать на разборке руин определенное количество часов в месяц (рабочие – 30 часов, школьники и студенты – 15, а неработающие – 60 часов) и выполнить определенный участок работы за это время. 12 ноября 1944 г. состоялся первый послевоенный воскресник, в котором приняли участие более пяти тысяч человек.

Привлекалось население и к другим трудоемким работам. Под контролем властей было распределение жилья: людям выделяли участки, выдавались кредиты через Коммунальный банк, и люди строили себе жилье. В итоге за шесть месяцев было восстановлено более 8 000 кв. м жилого фонда города, люди покидали землянки, в которых проживали до этого, и селились в достаточно благоустроенных квартирах.

Восстанавливались промышленные предприятия. Очень многое было уничтожено: можно сказать, что вначале в полную силу работали только три предприятия – Хлебозавод №1, лесозавод и молокозавод в Могилеве.

Остальные были либо полностью уничтожены, либо сохранились частично, но их восстанавливали. На предприятиях, которые восстанавливались, начали выпускать в основном продукцию широкого потребления, то, в чем люди нуждались в первую очередь. Открывались школы, различные другие учреждения, жизнь продолжалась, город продолжал жить. Все восстанавливалось.

Мемориальный комплекс «Буйничское поле», Могилев, Беларусь.

– 7 апреля в Могилевском областном краеведческом музее открылись выставки «Могилев. Оккупация. Трагедия и подвиг» и «Фотопамять войны». Что стало центром экспозиции?

– У нас действительно открылись две уникальные выставки. Первая выставка в рамках проекта «Лестница» называется «Фотопамять войны». Это выставка фоторабот военного корреспондента Павла Трошкина, и на этой выставке представлено более сорока его фотографий. Они были оцифрованы с негативов, а те еще в 1987 г. передала в фонды музея дочь Трошкина – Кристина Савельева. Эти негативы находились у нас в фондах и, когда появилась техника и возможности, мы оцифровали их, но был такой интересный момент: все негативы были подписаны, и все, что на них изображено, происходило под Могилевом. Когда мы стали изучать эти негативы, выяснилось, что где-то на форме вместо петлиц – погоны, военная техника, которая в 1941 г. под Могилевом применяться не могла, и мы стали атрибутировать фотографии, выяснять, кто на них изображен, где и когда была сделана фотография.

Мы привлекли и некоторых специалистов, например, воронежского исследователя Григория Плохотнюка (его дедушка воевал здесь, под Могилевом, на Буйничском поле). Восхитившись этим фактом, Плохотнюк стал искать материалы о могилевской обороне, об ее героях. С нашим музеем он поддерживал очень хорошую связь, делился какими-то материалами и наработками с нами сам, а с какими-то вопросами обращались к нему мы. В частности, к этой выставке он помог атрибутировать ряд фотографий.

Использовали дневники Симонова, который описывал, где и когда он с Трошкиным был. Благодаря этому также удалось атрибутировать ряд фотографий. Также мы привлекали некоторых реконструкторов, которые помогли разобраться с военной техникой, которая представлена на этих фотографиях. На этой выставке представлены не только фотографии, сделанные в окрестностях Могилева, на знаменитом Буйничском поле, но и в Смоленской области, на Курской дуге, в Украине и так далее, на многих фронтах войны.

Вторая выставка – масштабная, она называется «Могилев. Оккупация. Трагедия и подвиг». Эта выставка посвящена непосредственно периоду оккупации Могилева и Могилевской области, и на ней представлена повседневность. Можно узнать, какие учреждения работали в период оккупации, сколько школ работало, какие православные церкви, какие были цены на продукты, какая была зарплата. Но, конечно же, основной акцент на этой выставке сделан на политике геноцида и политике выжженной земли.

Мы представили и тему Холокоста, и тему сожжения деревень, и тему концлагерей, и тему угона в Германию. Представили мы и такие акты о политике геноцида, как казни, представили деятельность комиссии по расследованию злодеяний гитлеровцев. Из уникальных предметов можно отметить экспонат, который мы для выставки взяли на временное хранение у Дашковской средней школы. Это единственный сохранившийся в Беларуси нацистский герб в виде орла со свастикой. Этот герб висел на железнодорожной станции «Дашковка» в период оккупации. Когда Дашковку освободили, герб сбросили, и он длительное время где-то валялся, пока школьники Дашковской школы не нашли этот герб и не притащили его в школу.

Еще можно отметить другие уникальные экспонаты – фотографии, которые были сделаны во время Великой Отечественной войны. На этих фотографиях, маленьких и пожелтевших, изображена молодая девушка, стоящая вместе с немецким конвоем. На одной из фотографий эта же девушка копает себе могилу.

Дело в том, что она была приговорена к расстрелу за то, что помогала партизанам. Немцы вели ее на расстрел, каждый шаг фиксируя, делая фотографии. В том числе фотографировали и ее, копающую могилу. В это время отец девушки узнал о готовящейся казни, взял дома серебряный перстень и побежал к месту расстрела, чтобы попытаться спасти свою дочь. Ему удалось поговорить с немецким офицером на немецком языке , который он выучил, будучи в плену во время Первой мировой войны, договориться с немецким офицером и выкупить свою дочь за тот серебряный перстень. Вот такое чудесное спасение девушки из деревни Сумароково Могилевского района.

Немцы потом подарили ей эти фотографии. Сама она была угнана в Германию, но благополучно вернулась домой. Сейчас эти фотографии находятся в фонде Браковской средней школы Могилевского района.

Очень много на выставке использовано архивных документов, которые показывают именно ту повседневность. Это и приказы городского управления, которое действовало в Могилеве и организовывало всю хозяйственную и административную жизнь города. Большой пласт материалов представлен фондами нашего Могилевского областного краеведческого музея.

Также представлены уникальные церковно-археологические экспонаты Могилевской епархией. Это и самодельные венчальные венцы, и самодельный потир, и молитвенник, который якобы был издан в период оккупации в Могилеве при содействии подпольщиков Карпинских и Прасковьи Дерибо (женщины, которая под видом монахини проходила в госпитали и лагеря для военнопленных, приносила продукты питания). Благодаря ей многие военнопленные спаслись от голодной смерти.

Тема Холокоста тоже представлена интересными материалами. Например, супница очень интересная. Эта супница принадлежала молодой еврейской женщине из Костюковичей Могилевской области, которая вышла замуж за простого парня и в качестве приданого везла эту супницу. Это была уникальная вещь, потому что в деревнях такой посудой не пользовались, и все соседи этого жениха вышли посмотреть на такую богатую невесту. Судьба этой женщины трагична: она погибла по время Холокоста в Могилевской области, как и многие евреи. Считается, что в области погибло более 30 000, по данным комиссии, и около 10 000 – в самом Могилеве.

– Сильно ли пострадал музей во время Великой Отечественной войны?

– Что касается нашего музея, то он очень пострадал во время войны. Здание музея сгорело изнутри, и все фонды также сгорели или были разграблены. Исчезли ценности из антикварного фонда СССР, которые хранились в Могилеве до 1941 г., самая известная из которых – крест Ефросиньи Полоцкой. Из всех фондов Могилевского музея сохранился только слиток монет 16-17 веков, которые спеклись во время пожара. Этот слиток мы также представляем на выставке. Отдельная витрина посвящена предметам из деревни Полуковичи, то есть из мест массового захоронения. Это бытовые предметы, которые принадлежали мирным жителям, захороненным в этой деревне.

– Какие экспонаты занимают особое, наиболее значимое место в коллекции, и как проходил их сбор?

– Музей пострадал, все коллекции его исчезли, и то, что сейчас имеет Могилевский областной краеведческий музей, собиралось уже в послевоенное время. Конечно же, первые экспонаты, которые поступили в фонды музея, касались военной истории. Их собирали, и здесь большую роль сыграл довоенный директор музея, а послевоенный директор продолжил эту деятельность. Иван Мигулин был во время войны (в 1943 г.) лектором, и он встречался с участниками войны, собирал материалы по этой теме.

Еще в 1944 г. планировалось создание музея Отечественной войны в Могилеве, но эти планы не были реализованы, зато был восстановлен краеведческий музей. Первым экспонатом, который был оформлен в фонды музея, была газета «За родину» под номером 22 датировкой 2 июня 1943 г. И вот, под инвентарным номером один в фондах нашего музея выступает эта газета. Конечно же, собирались и предметы оружия: в фондах нашего музея есть неплохая коллекция самодельного партизанского оружия либо оружия, которое было отремонтировано в партизанских мастерских. Можно также отметить коллекцию партизанских рисунков. Причём, в партизанах были и профессиональные художники (тот же Шкляр, Пономаренко, Губанов), которые делали достаточно красивые профессиональные рисунки.

Следует отметить, что в 1950-1960-е гг., поскольку музей во время войны лишился своих фондов, ему помогали российские музеи, делились с нами своими предметами. Музеи Москвы и Ленинграда передавали в фонды нашего музея предметы обмундирования, оружия, амуниции. В основном это предметы войны 1812 г., Северной войны, и это достаточно хорошая коллекция на то время.

Конечно же, вызывают интерес мемориальные вещи, представленные в фондах нашего музея, вещи, которые принадлежали известным людям, участникам обороны Могилева. Следует отметить Семена Кутепова, который возглавлял полк, державший оборону на Буйничском поле. У нас есть его личные вещи, его шинель, письма, которые он писал по пути в Могилев в 1941 г. и, находясь уже в Могилеве, своей любимой жене Зинаиде Андреевне.

Также, мы проводим такую акцию, как «Народная память войны. Вспомним всех». Мы просим местных жителей, чтобы они приносили в фонды музея реликвии Великой Отечественной войны. На основе этого в прошлом году мы даже открыли целую выставку и представили материалы, которые были принесены нашими жителями города. Так что поиск экспонатов продолжается, мы рады всем новым предметам.

Беседовала Мария Мамзелькина