Войти в почту

Крымчане спасли бесхозный памятник и героический штурмовик

Памятник матросу много лет стоял на окраине Керчи. 9-й километр, воинская часть рядом со старой трассой. Обычный бетонный монумент, выкрашенный белой краской-серебрянкой. Машины проскакивали мимо, не останавливаясь. Но керчане знали – «наш матрос» держит рубеж.

Крымчане спасли бесхозный памятник и героический штурмовик
© Свободная пресса

У этого города к войне свой счет. «Когда я увидел Сталинград, он не потряс мое воображение, ибо я до него уже видел Керчь», - писал военный журналист и литератор Петр Павленко. Между прочим, автор сценария фильма «Александр Невский», лауреат четырех Сталинских премий первой степени. Даже в официальной советской историографии Керченско-Феодосийскую десантную операцию 1941-42 годов называли коротко и страшно – Керченская катастрофа.

Чтобы «не сдерживать наступательный порыв», представитель Ставки Верховного Главнокомандования Лев Мехлис под угрозой расстрела запретил войскам Крымского фронта копать окопы. Так за считанные дни в ледяной степи навсегда легли десятки тысяч наших бойцов. Верно оценив полководческие способности упыря-Мехлиса, немецкий командующий Эрих фон Манштейн дал своей операции на Керченском полуострове характерное название «Trappenjag», в переводе «Охота на дроф».

Словно играя, Манштейн разгромил здесь троекратно превосходящую советскую группировку. Его успех под Керчью называли ошеломляющим прологом падения осажденного Севастополя. Только невероятное мужество морской пехоты спасало фронт от окончательного уничтожения.

Звучит странно, но оказалось, больше полстолетия керченский памятник матросу являлся официально бесхозным. Не числился ни на каком балансе, никто за него не отвечал. Однако это не мешало местной общественности заботиться о придорожном монументе, который был настоящей памятью сердца. И вот он внезапно исчез. Взволнованные люди писали в городские редакции, обращались в администрацию Ленинского района, куда относится данная территория. Никто не знал ответа.

Прояснил ситуацию начальник штаба поисковых отрядов «Крымский рубеж» Игорь Головатенко: «Мы работали на разминировании участка будущей трассы «Таврида». Увидели, что работы уже подбираются к матросу. Я думал, его вот-вот заберут, но выяснилось, на него никто не претендует. Мне было сказано, скорее всего, бесхозный памятник просто снесут. Мы не могли этого допустить».

Нашли манипулятор, сняли фигуру с постамента. Больше трех лет матроса хранили на собственном подворье керченские фермеры. Мужики шутят – мол, с тех пор он нам вообще родной.

Следом вместе с земляками посильное участие в судьбе памятника принял глава района Олег Водопьянов: «Рассматривали варианты наших сел Глазовка, Батальное и Заветное, где сражались моряки. Остановились на новом воинском кладбище Заветного. Это рядом с морем, плюс к тому, на нем уже дважды перезахоранивали морскую пехоту - 31 и 102 бойца».

Сельчане нашли внебюджетные деньги, чтобы обновить скульптуру. Матроса установили нынешней весной, вместе с торжественным перезахоронением останков 16 моряков-десантников из братской могилы в прибрежной черте, которую разрушают морские волны. В Заветном получается народный мемориал. Рядом возвели православный храм, за территорией ухаживают. Отсюда до Керчи всего 30 км. Ну а если ехать к городу-герою, по пути лежит прибрежный курортный поселок с вовсе не курортным именем Героевское. Он же кровавый Эльтиген.

Накануне Дня Победы с прибрежного дна на траверзе Героевского был поднят легендарный советский штурмовик - «летающий танк» Ил-2. После реставрации боевой самолет решено установить на постаменте у съезда с Крымского моста. Штурмовик будет встречать всех гостей Крыма и напоминать об ожесточенных сражениях Великой Отечественной войны.

Поиск и подводные работы провела региональная общественная организация «Батарея 29 БИС», объединившая активных жителей полуострова и материка. Она занимается вопросами патриотического воспитания молодежи, увековечения памяти бойцов Красной Армии, погибших на крымской земле. Название организации дала одна из керченских береговых артиллерийских батарей, героически сражавшаяся с фашистами.

В последние годы на счету «Батареи 29 БИС» целый ряд успешных военно-подводных экспедиций. Нынешний Ил-2 обнаружен в прибрежной зоне на глубине 4.5 метра. Работы стартовали 3 мая, когда команда дайверов пришла в Керченский пролив. К самолету прикрепили понтоны и начали продувать, постепенно отрывая штурмовик от илистого дна. Пришлось действовать с максимальной осторожностью, чтобы не разломать и без того поврежденную конструкцию летательного аппарата. Морская вода в майские дни, мягко говоря, бодрящая, лишь + 13 градусов. Хотя помогала хорошая для этих мест 5-метровая видимость и относительно слабое течение.

Поисковики не спешили, на операцию ушло четверо суток. И вот в нынешнюю пятницу прикрепленный к днищу понтонов самолет наконец отбуксировали в сторону Камыш-Бурунской бухты Керчи.

- Корпус хорошо сохранился, осталось восстановить крылья и хвост, - рассказал руководитель общественного проекта Александр Елкин. - По архивным документам стало ясно, что осенью 1943 года этот штурмовик попал под шквальный огонь немецких автоматических зениток Flak.38 и упал в море. Однако тогда экипажу удалось спастись. Пилота и бортстрелка подобрал десантный баркас. Увы, ровно через месяц оба погибли, штурмуя позиции гитлеровцев на другом самолете. Найденный Ил станет памятником им тоже.

Керченские десанты поздней осени 1943-го считаются одними из самых трагических страниц Великой Отечественной. Через пролив рванулась 56-я армия. Практически одновременно высаживались в районе Героевского-Эльтигена и на Еникальском полуострове. Немцы имели подавляющее превосходство в авиации и артиллерийском огне. Но самое страшное - командование Приморской армии не учло особенности керченского дна. Катера подходили к мелководью, десантники в полной боевой выкладке прыгали в ледяные волны. А дальше до берега шла еще одна полоса глубины. Боезапас тянул вниз, многие не умели плавать. По воспоминаниям, прибой сплошь покрылся тысячами бескозырок утонувших морпехов.

Гибла пехота, моряки, летчики. Сломить оборону противника и выйти на окраину Керчи удалось невероятными усилиями и огромными жертвами. Дальнейшее продвижение остановилось. Только в ночь с 22 на 23 января 1944-го прямо на городскую набережную высадились отдельные батальоны морской пехоты и 339-я стрелковой дивизии. Тяжелые уличные бои шли до апреля, когда город был окончательно освобожден.

Можно спросить, а стоила ли Керчь такой крови? Два раза оставляли ее побережье наши войска. По личному приказу Гитлера пикировщики Люфтваффе сровняли керченские улицы с землей. Без малого полгода держал оборону 13-тысячный отряд Аджимушкайских каменоломен. Люди в подземельях, включая женщин и детей, умирали от жажды и газовых атак. Дичайшие казни мирных жителей устраивали каратели штандартенфюрера СС Олендорфа. Так, в первые дни оккупации гитлеровцы отравили 245 учеников младших классов, и еще несколько сотен старшеклассников расстреляли в противотанковом рву. В керченской тюрьме особо изощренным пыткам подвергались девочки-подростки. Их насиловали, отрезали груди, вспарывали животы, отрубали руки и ноги. В тюремном дворе высились груды голых истерзанных девичьих тел. Потом нацистские преступления в Керчи специально рассматривал Нюрнбергский трибунал.

Освобождение для крымчан стало настоящим спасением. Это знали бойцы, которые шли через пролив на смертный бой. Перед подъемом Ил-2 подводная команда «Батареи 29» обследовала советский торпедный катер типа «Комсомолец». Тоже в море неподалеку от Героевского. Целую неделю очищали от ила машинное отделение и носовой отсек. Сделали много находок, но останков экипажа не обнаружили. Судя по повреждениям, катер получил несколько попаданий, загорелся и затонул. Пока неизвестен его бортовой номер и фамилии членов экипажа. Скорее всего, они смогли покинуть борт и погибли в сражении на берегу Эльтигена.