Войти в почту

Reuters: крупнейшим банкам Турции будет сложно профинансировать проект канала "Стамбул"

ЛОНДОН, 28 апреля. /ТАСС/. Правительству Турции будет сложно привлечь средства на строительство канала "Стамбул" от крупнейших банков страны из-за экологических обязательства, которые они на себя взяли, а также финансовых рисков. Об этом со ссылкой на четыре источника в руководстве банков сообщило во вторник вечером агентство Reuters.

Reuters: крупнейшим банкам Турции будет сложно профинансировать проект канала "Стамбул"
© ТАСС

"Не думаю, что мы сможем участвовать в финансировании канала "Стамбул". Это может вызвать трудности, связанные с вопросами природоохраны", - заявил один из собеседников агентства.

Как отмечает Reuters, шесть крупнейших банков Турции, в том числе Garanti Bank, Is Bank и Yapi Kredi являются членами рамочного соглашения о принципах ответственной банковской деятельности, которые были определены Финансовой инициативой программы ООН по окружающей среде. Финансирование проектов, которые могут нанести существенный урон природе, противоречит обязательствам, которые они на себя взяли. В связи с этим растет вероятность того, что проект, стоимость которого оценивается примерно в $10 млрд, потребует больших, чем ожидалось, вложений государственных средств, и будет нуждаться в иностранном финансировании.

В Минфине Турции пока не ответили на запрос Reuters о комментариях, тогда как официальный представитель президента Турции Тайипа Эрдогана Ибрагим Калын заявил агентству, что проект "безусловно должен" вызвать большой интерес со стороны инвесторов и кредиторов, так как "принест прибыль". При этом, по словам источников агентства, все турецкие банки считают связанные с финансированием проекта риски слишком высокими для себя.

Канал "Стамбул"

Проект канала "Стамбул" был анонсирован Эрдоганом в 2011 году и призван стать новой судоходной артерией в западной части Стамбула, соединяющей Черное и Мраморное моря. В декабре 2019 года президент Турции заявил, что морское сообщение через канал не будет подпадать под действие конвенции Монтрё.

Конвенция, принятая в 1936 году на конференции в городе Монтрё (Швейцария), сохранила свободу прохода через проливы только за торговыми судами. Режим прохода для военных кораблей черноморских и нечерноморских государств различается. Так, при условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу и тоннажу.

Альтернатива Босфору, по мнению властей Турции, является насущной необходимостью для Стамбула и региона в целом. Пролив уже с трудом справляется с потоком судов, увеличивается риск аварий, в том числе и с нефтеналивными судами, что грозит крупной экологической катастрофой. В отличие от созданного природой Босфора, ветка которого достаточно извилиста и сложна для транзита, канал "Стамбул" будет состоять из двух почти прямых участков, что облегчит и ускорит проход судов. При этом критики проекта в турецком Союзе архитекторов и инженеров-строителей указывают, что при воплощении проекта в жизнь будут уничтожены многие морские экосистемы и прекратят существование водоемы, обеспечивающие треть потребностей Стамбула в пресной воде.