Текст:

Евгений Хацкельсон

Достаточно того, что на нем во время войны погиб его создатель, талантливый авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков. Отношение к этому самолету у боевых летчиков было неоднозначным и далеким от восторженности, с которой они относились к штурмовикам Ил-2, прозванным «горбатыми», или к истребителям Як-9 и Як-3, любовно называемым «яшками». Однако истинные мастера своего дела, прославленные воздушные бойцы Полбин, Плотников, Свиридов, Раков, Радус, Смирнов, Долина и многие другие отдавали бомбардировщику должное. В руках аса «пешка», как его прозвали пилоты, становилась грозным оружием, опасным не только для наземных войск противника, но и для его самолетов. Будучи бомбардировщиком, Пе-2 по скорости почти не уступал истребителям и позволял крутить фигуры высшего пилотажа. Известны многочисленные случаи, когда «пешки», выполнив основное задание, смело вступали в воздушный бой и сбивали вражеские самолеты, в том числе истребители. Они не очень-то и нуждались в истребительном прикрытии, немецкие «охотники» их самих побаивались в воздухе, предпочитая подловить отбившийся от своих Ил. Да, это был очень непростой самолет, его вполне можно отнести к классу истребителей-бомбардировщиков.

ПЕ-2 был подобен быстрому и горячему коню, который не любит низких скоростей и норовит сбросить неумелого седока, но творит настоящие чудеса, почувствовав в седле настоящего мастера. Очень непросто было научиться владеть этим высокоточным и стремительным оружием воздушной войны. В «пешке» не было снисходительности «горбатых» к новичкам, за ошибки в пилотировании он сурово наказывал. Техническое обслуживание самолета, вследствие широкого применения электропривода, также было весьма сложным и трудоемким, тем более в условиях фронта. Все это приводило к высокой аварийности, особенно в первые годы войны, когда летчикам не хватало опыта. Раздражение неопытных пилотов выражалось в грубых шуточках: «На «пешке» летать, что тигра под хвост целовать – страшно и никакого удовольствия!»

Пе-2 был по зубам только опытным пилотам

И все-таки это был великолепный самолет, далеко превзошедший по совокупным характеристикам хваленый немецкий «чудо-бомбардировщик» Ju-88, и лучший в своем классе до появления советского же пикировщика Ту-2. Он был произведен в огромном количестве – 11 247 экземпляров, что сравнимо с числом выпущенных Ил-2. Пикировщик Пе-2 внес и сравнимый с ним вклад в победу. Если армады Илов можно уподобить воздушной кувалде Красной Армии, уничтожавшей без разбору все, что двигается по территории противника, то соединения Пе-2 были незаменимы там, где требовался удар ювелирной точности.

Кроме того, «пешки» могли намного лучше себя защитить. Хоть они и не были настолько живучи, как штурмовики, и не обладали их броней, скорость и маневренность служили им лучшей защитой, позволявшей самолетам эффективно действовать даже в условиях господства противника в воздухе. Так, к примеру, в первый день войны пикировщики 5-го бомбардировочного авиаполка разбомбили Галацкий мост через реку Прут. В октябре 41-го одинокий Пе-2 старшего лейтенанта Горелихина принял бой с девятью «мессерами» и три из них сбил. В 1942 году 150-й авиаполк И.С. Полбина сжег на аэродромах почти всю транспортную авиацию окруженной армии Паулюса, чем сорвал организацию немцами «воздушного моста».

В условиях уличных боев в Сталинграде и Берлине «пешки» становились незаменимым инструментом точечных ударов. Успешные действия пикировщиков авиации Балтийского флота, разбомбивших мост через Нарову зимой 42-го, сорвали снабжение немецких войск под Ленинградом в самое тяжелое для блокадного города время. Вот на что была способна эта машина в умелых руках. Беда была в том, что умелых рук в начале войны отчаянно не хватало. Именно поэтому в первые годы войны обычной практикой было бомбометание с горизонтального полета. Командование ВВС просто пыталось избежать высоких потерь, связанных с острой нехваткой опытных пилотов. Атаки с пикирования некоторое время даже запрещались специальными приказами. Это, понятно, приводило к тому, что боевые возможности самолета использовались далеко не в полной мере. А возможности были поистине удивительными, и связано это было, прежде всего, с тем, что Пе-2 изначально задумывался и проектировался своими создателями вовсе не как бомбардировщик.

Высотный истребитель – вот чем должна была стать эта уникальная боевая машина, разработанная конструкторским бюро № 29, которое входило в состав Специального технического отдела (СТО) НКВД СССР. Формальными начальниками СТО были кадровые чекисты, а трудились в нем технические специалисты высочайшей квалификации, получившие различные сроки заключения по стандартным обвинениям во вредительстве и шпионаже. С приходом разумного и прагматичного Л.П. Берия на смену безумцу Ежову руководство НКВД утвердилось во мнении, что использовать высококвалифицированных технических специалистов на лесоповале, да еще накануне большой войны – бесхозяйственность, граничащая с экономическим преступлением. Тогда и был организован СТО, объединивший под своим крылом многочисленные закрытые КБ, прозванные в народе «шарашкиными конторами». Это решение спасло жизнь многим талантливым авиаконструкторам, в числе которых были знаменитый уже тогда А.Н. Туполев, возглавивший КБ-29, и будущий создатель космических ракет С.П. Королев. Отдел разработки двухмоторного высотного истребителя возглавил В.М. Петляков, арестованный в ноябре 1937 года после командировки в США.

«Пешка» – самолет с характером

К моменту начала работы над высотным истребителем, получившим индекс ВИ-100, Петляков уже имел богатый опыт конструкторской работы. Под руководством Туполева он участвовал в создании самолетов АНТ-2, ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 («Максим Горький»), а во второй половине 30-х годов возглавил работу по проектированию стратегического бомбардировщика ТБ-7. Этот четырехмоторный высотный бомбардировщик, переименованный после гибели Петлякова в Пе-8, опередил свое время и составил основу советской дальней бомбардировочной авиации (ДБА). Для защиты от высотных бомбардировщиков противника понадобился высотный же истребитель, с созданием которого снова великолепно справился Петляков. «Сотка» опередила свое время, как и ТБ-7, но в серию не пошла. Причина этого была проста. Германия, будущий противник в большой войне, отказалась от стратегической авиации в пользу тактической, основу которой составили пикировщики Ju-87 – легендарные и грозные «штуки». Опыт начавшейся воздушной войны в Европе показал, что большие высоты практически не использовались, и сверхвысотный истребитель просто остался бы не у дел. Зато пикировщики, действующие с малых и средних высот, показали свою высочайшую эффективность. «Штуки», инструмент блицкрига, «летающая артиллерия» люфтваффе, наводили ужас на наземные войска противников Германии, совершенно их деморализуя и пробивая дорогу танкам.

Летающая артиллерия

Драматическая история нашей стратегической авиации и дальнего бомбардировщика Пе-8 заслуживает отдельного рассказа. Высшим руководством СССР вслед за руководством нацистской Германии в итоге было принято решение о приоритете развития тактической авиации в ущерб ДБА. Советскому Союзу срочно понадобилась собственная высокоточная летающая артиллерия, поэтому в 1939 году проект ВИ-100 закрыли, а высотный истребитель решили срочно переделать в пикирующий бомбардировщик. Срочно в той ситуации означало, что новая машина должна появиться через полтора-два месяца. И действительно, уже осенью 1940 года новый самолет ПБ-100, принесший своим создателям свободу, славу и награды, успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство под именем Пе-2. Так родилась «пешка», которой суждено было пройти в ферзи воздушной войны.

Самолет представлял собой двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан (крылья ниже фюзеляжа) с убирающимся шасси и разнесенным хвостовым оперением. Максимальная бомбовая нагрузка Пе-2 образца 1941 года составляла 1000 кг, самолет мог нести небольшие бомбы по 100 кг и крупные по 250 или 500 кг. Максимальная скорость на высоте 540 км/ч. У модификации Пе-2И, в 1943 году, она была доведена до 656 км/ч.

Раздвоенный киль, служивший для повышения устойчивости в полете и увеличения сектора обстрела из верхнего заднего пулемета, стал визитной карточкой самолета, благодаря которому «пешку» было легко узнать и… спутать с немецким Me-110. Этот довольно неповоротливый самолет, использовавшийся люфтваффе как ночной истребитель и истребитель-бомбардировщик, действительно был внешне, особенно издалека, очень похож на Пе-2. Путали их обе враждующие стороны, частенько открывая огонь по своим или, наоборот, принимая вражеские самолеты за свои. Это же обстоятельство подчас помогало «пешкам» спокойно подойти к немецким позициям, пока зенитчики не разобрались что к чему.

Оборонительное вооружение самолета на первых порах составляли три пулемета ШКАС винтовочного калибра 7,62 мм, однако первые же воздушные бои показали, что этого совершенно недостаточно. В 1942 году по требованию фронтовиков пулеметы ШКАС были заменены на БТ, а в кабине стрелка-радиста появился дополнительный пулемет ШКАС, из которого можно было вести огонь вбок через амбразуры по бортам фюзеляжа.

Экипаж Пе-2 состоял из трех человек – пилота, штурмана и стрелка-радиста, как и показано в очень достоверном фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» по одноименному произведению Владимира Кунина. Кстати, ликер «шасси», созданный персонажем Олега Даля путем смешения очищенной от глицерина тормозной жидкости с малиновым сиропом, вовсе не выдумка писателя. Безуспешная борьба командования ВВС с ликером «шасси» привела к тому, что смесь спирта с глицерином заменили на денатурат, а затем и на несгораемую гидравлическую жидкость, пить которую было совершенно невозможно.

Ферзь воздушной войны

Поступив на вооружение ВВС РККА в 1941 году, бомбардировщик успешно применялся с первых дней войны также в морской авиации, но торпедоносцем он не был. Основными его целями были железнодорожные узлы и станции, мосты и дороги, транспортные и военные корабли, морские причалы, аэродромы и склады боеприпасов, а также непосредственно колонны и позиции противника на передовой, которые он обрабатывал вместе с Илами. Самолет успешно применялся и в воздушной разведке. Сперва пикировщики серьезно отличились в битве за Москву. Несмотря на то что в небе хозяйничали «мессершмитты», «пешки» благодаря высокой скорости могли выполнять боевые задачи с относительно небольшими потерями.

В 1942 году, во время Сталинградской битвы, огромный потенциал Пе-2 как высокоточного воздушного оружия был раскрыт в полной мере летчиками 150-го бомбардировочного авиаполка под командованием И.С. Полбина. Именно там родилась знаменитая полбинская «вертушка» – гигантское наклонное «колесо» из бомбардировщиков, которые по очереди пикировали на цель, сбрасывали бомбы, а потом вновь поднимались по окружности, прикрывая хвост впереди летящего самолета.

«Пешка» стала международным самолетом

Отличились «пешки» и в Курской битве, усердно уничтожая прицельными атаками тяжелые немецкие танки. Но их звездный час настал в 1944 году во время проведения десяти стратегических операций, называемых тогда «сталинскими ударами», где им впервые отвели даже более значительную роль, чем штурмовикам Ил-2. В тот момент командованию понадобилась их точность, особенно во время боевых действий в Карпатах, где они были незаменимы. Хотя уже в 1944 году на фронт стали поступать первые, более совершенные, пикирующие бомбардировщики Ту-2, роль «пешек» неуклонно возрастала в силу их многочисленности и хорошей освоенности. Пикировщики разрушили мост через Днепр у Рогачева, накрыли убийственно точными бомбардировками немецкие переправы через Днестр, в ходе операции «Багратион» разбомбили мост через Березину, чем захлопнули белорусский «котел», потопили множество немецких транспортов на Балтике и Черном море. В июле 1944- го при содействии штурмовиков и истребителей группа Пе-2 авиации Балтфлота под командованием В.И. Ракова отправила на дно Выборгского залива тяжелый немецкий крейсер ПВО «Ниобе». С этим кораблем, правда, возникла ситуация почти анекдотичная: его потопили «по ошибке» вместо финского броненосца «Вяйнемяйнен», который обнаружился целым и невредимым уже после войны. Только тогда выяснилось, что вместо него был уничтожен другой корабль. Броненосец, не поднимая шума, забрали у финнов в счет репараций, после чего он продолжил службу в составе Краснознаменного Балтийского флота под именем «Выборг». Как бы там ни было, крейсер «Ниобе» стал самым крупным боевым кораблем, потопленным советской авиацией. Затем «пешки» уничтожали узлы обороны на территории Германии, очень успешно участвовали во взятии Берлина. Последним, кто испытал на себе всю мощь советской «летающей артиллерии», была Квантунская армия Японии.

После Второй мировой войны бомбардировщики Пе-2 еще несколько лет стояли на вооружении наших ВВС и довольно долго служили военно-воздушным силам Польши, Чехословакии, Болгарии и Китая.