Президент Зеленский: путь от «прикола» до жесткого политика
Президент Украины Владимир Зеленский 6 апреля обозначил своё видение, как закончить войну в Донбассе. Во время встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом Зеленский сообщил, что единственный путь — вступление Украины в НАТО, а план действий по членству в Альянсе (ПДЧ) станет «настоящим сигналом для РФ».
Также президент Украины сказал, что в последние недели Украина наблюдает очень опасную тенденцию к увеличению количества нарушений режима прекращения огня. Он также проинформировал Столтенберга о якобы стягивании Россией войск к границам Украины.
Напомним, стратегия военной безопасности Украины, утверждённая 25 марта президентом и Советом национальной безопасности и обороны Украины, предусматривает интеграцию в евроатлантическое пространство и приобретение членства в НАТО.
Там же Россия признается военным противником Украины.
Еще в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте было принято заявление о том, что Украина и Грузия со временем станут членами альянса, но предоставить этим двум странам Планы действий по подготовке к членству, то есть сделать первый шаг в юридической процедуре их вступления в НАТО, отказались.
12 июня 2020 года Украине присвоили статус партнёра расширенных возможностей НАТО, что открывает более широкий доступ к программе альянса по повышению военной совместимости сил, к учениям НАТО, расширению возможности обмена информацией, однако не означает никаких решений по вопросу членства в НАТО.
«Зеленский не хозяин своего положения»
Слова Зеленского о вступлении в НАТО — всего лишь одно из многочисленных заявлений главы государства, отмечает директор украинского информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
По его словам, у Зеленского есть и другие заявления, которые рассчитаны на разные аудитории.
«Речь идет даже не о политическом маневрировании, а о технологических вещах, когда для одних слушателей он говорит одно, для других — другое, чтобы каждый из адресатов получал то, что он готов услышать, и то, что ему нравится», — пояснил Рудяков.
В данном случае, продолжил эксперт, риторика просто прикрывает какие-то практические вещи и отвлекает внимание.
В целом же, считает политолог, Зеленский не хозяин положения, он не может предпринимать каких-то решительных шагов.
«Невозможно, оставаясь под внешним управлением, пытаться сломать инерцию, которая этим же внешним управлением задана. А мы инерционно двигаемся не в сторону урегулирования мира в Донбассе, а в сторону нечто такого, после чего о реинтеграции Донбасса можно будет забыть», — сообщил Рудяков.
Он добавил, что сейчас на Украине — неоколониальная псевдодемократия, которая «применяется для таких стран, как мы, глобальными силами, по сравнению с которыми Зеленский просто пушинка».
Два года Зеленского у власти — проблема за проблемой
Зеленский победил на выборах президента Украины почти 2 года назад — 21 апреля 2019 года. Но за это время он не смог сконцентрировать достаточную власть в своих руках и проявить себя как супервлиятельный и ответственный глава государства. Такое мнение у российского политолога Олега Неменского.
У Зеленского, говорит эксперт, явно не была сформирована надежная команда, и за эти годы она так и не появилась. Он по-прежнему разрывается в противоречиях между людьми, представляющими интересы транснациональных корпораций, западных центров силы и отечественных олигархов. Он не смог направить негативные процессы в стране в положительное русло.
«На международном уровне можно сказать, что Зеленский также провалился, так как принял на себя целый ряд очень серьезных обязательств в Париже в конце 2019 года, но не выполнил из них ничего и сейчас довольно жалко выглядит в своих попытках призвать к собранию нового совещания в «Нормандском формате» на высшем уровне.
Понятно, что с ним просто не о чем разговаривать, хотя это было понятно еще тогда в Париже. Но он сделал все, чтобы доказать, что это именно так», — категоричен Неменский.
Шел «по приколу», но освоился в политике
Не стоит недооценивать Зеленского, призывает политолог, директор Фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко. Зеленский действительно превратился в политика — политиком он является уже приблизительно год.
«Первый год он только постигал азы политической практики, но уже где-то с февраля-марта прошлого года его можно считать настоящим политиком», — заявил эксперт.
У Зеленского, по словам политолога, сформировалась своя команда, своя внешняя политика: «он понял, по какому курсу он идет, более того, он продемонстрировал бойцовские качества, когда бросил вызов [нардепу, председателю политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктору] Медведчуку и начал борьбу с контрабандистами и целым рядом других направлений теневой экономики».
Бондаренко отметил, что у Зеленского есть склонность к некоторым авторитарным шагам: он демонстрирует, что если закон не позволяет ему предпринять то или иное действие, он может раздвинуть рамки закона, как было в случае с Конституционным судом.
«Он шел как шоумен, и он думал, что идет в политику по приколу, что придет на первый срок, что может разрушить те правила, которые сложились в украинской политике, совершить такую себе электоральную революцию, революцию властных институтов.
Ну а в результате он понял, что зачем что-то разрушать? Все и так функционирует», — рассказал эксперт.
Сложности с командой и незапятнанность в коррупции
На посту президента Зеленский оказался в целом ряде вопросов намного жестче, нежели многие ожидали, говорит руководитель аналитического центра «Третий сектор» (Украина) Андрей Золотарёв.
Например, тезис о том, что Зеленский якобы марионетка Коломойского, банально не выдержал испытания реальностью.
«Он ничтоже сумняшеся убрал Богдана, который стал демонстрировать, что он нечто большее, чем глава Офиса президента. Зеленский показал себя не настолько пластилиновым, как многие представляли», — сообщил политолог.
С другой стороны, Зеленский по-прежнему не решил проблему команды, добавил Золотарёв. Когда ты приходишь с иллюзией относительно того, что сложные задачи можно выполнить при помощи простых решений, без команды ты все равно упираешься в пресловутые «красные линии», в реальность, и оказываешься беспомощным в выполнении того, что ты обещал людям.
«Еще один позитивный момент состоит в том, что к нему лично не смогли привязать коррупцию и лоббирование своих бизнес-интересов.
[] По крайней мере, на фоне украинских президентов, которые находили свой персональный бизнес по газу, поставкам нефтепродуктов или торговле оружием, Зеленский до сих пор выглядит персонально незапятнанным, хотя в его окружении хватает протежирования бизнес-интересов», — заявил Золотарёв.