Путин и Лукашенко разоряют порты Прибалтики с опережением графика
Темпы отгрузки белорусских нефтепродуктов через порты Ленинградской области превышают плановые показатели почти на четверть. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин на оперативном совещании со своими заместителями.
«Правительство проработало и подписало межправительственное соглашение о поставке белорусских нефтепродуктов через российские морские порты. Этот документ рассчитан на три года и предусматривает возможность автоматического продления. За это время должно быть перевезено почти 10 миллионов тонн белорусских нефтепродуктов», - напомнил российский премьер.
По его словам, речь идет не просто о новой цепочке экспортных поставок в рамках Союзного государства, а о создании полноценного международного транспортного коридора. Первыми по нему пошли нефтепродукты белорусского производства. Да так резво, что российская сторона, вероятно, сама удивилась. Вопрос ведь стоял по-другому: будет ли Лукашенко выполнять взятые на себя обязательства? Не блефует ли? Для надежности в соглашении прописали минимальные гарантированные объемы перевалки, за которые Батька должен заплатить, даже если они по каким-то причинам до российских портов не дойдут.
Теперь очевидно, что срывать контракт белорусская сторона не планирует. Даже наоборот. Министр транспорта РФ Виталий Савельев предоставил следующие данные: в марте для перевалки через терминал морского порта Усть-Луга было доставлено почти 111 тысяч тонн бензина белорусского производства при запланированной норме в 86 тысяч тонн. Добавим к этому 14,6 тысяч тонн газойля, на которые Усть-Луга изначально вообще не рассчитывала. Петербургский нефтяной терминал принял 96,6 тысячи тонн мазута вместо законтрактованных 90 тысяч тонн.
«Март мы прошли с опережающей погрузкой. Доходы российских компаний от экспорта транспортных услуг по перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов в марте составили около 348 млн. рублей. В том числе на железнодорожном транспорте 142 млн. рублей, для терминалов морских портов – 206 млн. рублей», – отметил Савельев.
Как известно, раньше эти грузы шли на экспорт через Клайпеду. Теперь можно оценить первые потери Литвы от бессмысленной конфронтации с режимом Лукашенко. Сотни миллионов рублей только за март. В годовом исчислении – миллиарды. И это только первая «ласточка».
В апреле российские порты должны принять уже около 280 тысяч тонн нефтепродуктов (106 тысяч тонн газойля, 92,5 тысячи тонн мазута, 71 тысяча тонн бензина). Это на 100 тысяч тонн больше, чем планировалась изначально. Видимо, Москва и Минск все-таки сумели выполнить непростую задачу: выработать такие условия сотрудничества, которые всех устраивают, всем приносят выгоду. Кроме Литвы, конечно. Но от её позиции уже ничего не зависит. Принято политическое решение о необходимости переориентировать белорусские грузы в сторону российской Балтики.
«Соглашение стало возможным за счет создания более выгодных и надежных логистических цепочек для грузоотправителей по сравнению с портами Прибалтики. Ярким подтверждением этого является то, что с апреля к указанному объему ежемесячно добавляется 27 тысяч тонн бензина, поставляемого из Беларуси и произведенного из азербайджанской нефти», - заявил министр транспорта России.
Разве могут новые цепочки быть более выгодными, чем старые – прибалтийские? Литва в это ни за что не поверит. Здешние политики повторяют, словно мантру, что Клайпедский порт априори предлагает белорусским грузоотправителям самые лучшие условия. Но факт остается фактом: транзитные потоки уходят из Прибалтики с опережением графика. А раз так, почему бы не заняться переориентацией других видов грузов?
«Свободная пресса» уже писала, что вслед за нефтепродуктами Усть-Луга может забрать у Клайпеды удобрения. Изначально обсуждался вариант, при котором их будет обрабатывать терминал «Ультрамар». Теперь же руководитель Росморречфлота Андрей Лаврищев заявляет, что ведутся переговоры по строительству отдельного терминала для перевалки белорусских удобрений. Для Клайпедского порта и «Литовских железных дорог» это очень тревожная новость. Без нефтепродуктов они проживут, а без продукции «Беларуськалия» придется совсем тяжело. Примерно каждая пятая тонна грузов, которые идут через Клайпеду, - это белорусские удобрения.
«В настоящее время Минтранс России обсуждает с белорусскими коллегами возможность переадресации более широкого спектра экспортных грузов через российские порты. Мы получили от коллег предложение и условия, которые сейчас детально прорабатываем», - заявил Савельев. О каких именно грузах идет речь, он не уточнил, но это наверняка удобрения.
В транзитной отрасли Литвы уже наблюдается небольшая паника. «Литовские железные дороги» вдруг захотели нарастить перевозки грузов из Турции, чтобы компенсировать падение объемов белорусского транзита. Менеджер ЛЖД по международным отношениям Лауринас Бучалис упомянул об этом на заседании парламентского Комитета по экономике: «Есть большой поток грузов из Турции на скандинавский рынок, и теперь это идет по кругу, по морю вокруг всего материка и в Скандинавию». Почему бы не предложить туркам альтернативный маршрут: через Украину, Польшу и Литву до Клайпедского порта?
Под это дело ЛЖД создала две компании по перевозке грузов за рубежом – LTG Cargo Polska и LTG Cargo Ukraine. Последняя подписала с «Укрзализныцей» меморандум о совместной реализации проекта развития международного мультимодального маршрута Турция – Украина – Литва – Польша. Дело за малым: доказать Анкаре, что ей это тоже выгодно. Но развивать этот проект прибалтийская республика пыталась еще несколько лет назад. У него даже есть название – поезд комбинированного транспорта «Викинг», который курсирует между побережьями Балтийского и Черного морей с 2003 года.
Экс-президент Литвы Даля Грибаускайте лично призывала Турцию присоединиться к трехстороннему соглашению между Литвой, Беларусью и Украиной о транспортном коридоре: «В отношении транзитных грузов применяются упрощенные таможенные процедуры и более низкие тарифы транспортировки, товары перевозятся быстрее, чем автотранспортом. Если продлить путь "Викинга" до Турции, должны возрасти потоки грузоперевозок, будут лучше использоваться возможности Клайпедского порта. Это будет поощрять развитие предпринимательства и создание центров логистики».
Почему же с тех пор потоки грузоперевозок не возросли? Возможно, потому что турки сочли более выгодным использование старого маршрута?
Пока «Литовские железные дороги» ищут новых клиентов, правительство республики «хоронит» проект внешнего глубоководного порта в Мелнраге. Министры окружающей среды и транспорта сообщили, что в ближайшие десять лет этот объект построен не будет. А зачем? Изначально планировалось, что внешний порт поможет Клайпеде довести годовые объемы грузоперевозок почти до 80 миллионов тонн. В условиях переориентации белорусского и российского транзита это абсолютно невыполнимая задача.
К тому же, откуда Литва возьмет сотни миллионов евро на реализацию этой затеи? В государственной казне таких денег нет. Из частных компаний к проекту проявляла интерес только китайская промышленная корпорация China Merchants Group (CMG), но её «отшил» президент Литвы Гитанас Науседа. «Сегодня у нас нет и твердых инвесторов, которые бы были приемлемыми для нас по всем критериям национальной безопасности, - говорил он в 2019 году. – Если это китайские инвестиции, то это уже связано с другими вопросами, которые сегодня очень важны для всей Европы, это аспект национальной безопасности».
Что ж, литовский лидер может быть доволен: теперь кредиты из Поднебесной его стране не угрожают. «Угроза» в виде потока белорусских грузов, вероятно, вскоре тоже будет окончательно ликвидирована. Клайпедский порт останется сидеть без работы, зато в полной «безопасности».