Войти в почту

Картину художника из Кузбасса Ильи Гапонова передали в дар Третьяковской галерее

МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Открытие выставки "Даешь Кузбасс!", посвященной 300-летию с начала промышленного освоения территории современной Кемеровской области, состоялось в четверг в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу. Церемония открытия началась с передачи в дар музею портрета шахтера кисти художника - уроженца Кемеровской области Ильи Гапонова.

Картину художника из Кузбасса Ильи Гапонова передали в дар Третьяковской галерее
© ТАСС

"В память об этой выставке я дарю Третьяковке эту замечательную картину Ильи Гапонова, нашего замечательного художника. У нас очень много художников из Кузбасса, они вышли из Кузбасса, разъехались по всему миру, мир им рукоплещет", - сказал в ходе церемонии глава региона Сергей Цивилев.

Переданная Третьяковской галерее картина - портрет одного из шахтеров, написанный кузбасслаком - смолой, получаемой из каменного угля, добытого на шахтах Кемеровской области. Художник Гапонов родился в Кемерове в 1981 году, в 2001 году он переехал в Санкт-Петербург, позже учился в Национальной школе изящных искусств в Париже, а в 2006 году начал работу над серией картин о шахтерах.

"Они [работы Гапонова] показывают, насколько традиции реалистической школы актуальны сегодня и насколько огромны возможности работать с использованием таких приемов", - подчеркнула в ходе первой экскурсии по выставке генеральный директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В свою очередь зампредседателя ВЭБ.РФ, гендиректор Фонда развития моногородов Ирина Макиева отметила, что культурная повестка Кузбасса с каждым годом становится более насыщенной.

"Если говорить именно про Кемерово, то отмечу, что сейчас управленческая команда этого города проходит проводимое ВЭБ.РФ и бизнес-школой "Сколково" обучение в числе команд из 100 городов страны. Мы, конечно, ожидали что вот такой угольный регион свою повестку видит в развитии металлургии или угольной промышленности. Но мы увидели, что Кемерово делает ставку на культуру, искусство, развитие молодежного направления. Поэтому могу сказать, что Кузбасс - это не только уголь, металлургия, это в первую очень люди, искусство, культура", - сказала она в беседе с корреспондентом ТАСС.

Идея выставки

Встречает посетителей выставки в фойе скульптура "Даешь Кузбасс!", представляющая четверых рабочих-шахтеров. Перед входом в выставочные залы установлена ротонда, на ней - 15-метровый мурал работы Ильи Агафонова, изображающий горнодобывающую технику. Внутри ротонды расположены черно-белые снимки, представляющие этапы строительства кемеровского "Коксохимзавода" в Кузбассе - некогда градообразующего предприятия и первого за Уралом советского производства металлургического кокса. Автор снимков - Спиридон Бывшев, один из первых фотографов в Кузбассе.

"Эта выставка объединена одной идеей: труда, индустриализации и, скажем так, людей региона. Самое главное это все-таки индустриализация", - сказал ТАСС куратор выставки Сергей Фофанов.

Пространство выставки разделено на три тематические зоны. Нижний уровень слева представлен картинами 1920-1930-х годов, изображающими эпоху индустриализации и первых пятилеток. Справа - произведения 1960-х годов, показывающие романтику жизни комсомольцев, которые также внесли свой вклад в освоение этой территории. "Здесь работы учеников ленинградской, московской и местных художественных школ, которые приезжали в Кузбасс и оставались там жить", - добавил куратор выставки, пояснив, что графика, представленная на выставке, относится к работам кузбасских живописцев 1960-х годов.

Оба исторических периода, по замыслу организаторов выставки, символически смыкаются в третьей части экспозиции, центром которой выступает плакат Александра Дейнеки "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", окруженный работами современных художников.

О картине "Стахановцы Кузбасса"

Впервые после реставрации посетители новой Третьяковки могут увидеть центральную часть триптиха Амшея Нюренберга "Стахановцы Кузбасса", написанную в 1937 году. На картине, которая не выставлялась более 80 лет, изображены шахтеры, проходящие мимо зрителя на фоне дымящихся труб и синеватых гор.

Удалось не только провести реставрацию полотна, но и установить имена изображенных Нюренбергом шахтеров-стахановцев и найти их потомков. Некоторые из них смогли приехать на открытие выставки. Так, дочь одного из изображенных на триптихе шахтеров - Ивана Борисова - Галина Гладышева рассказала, что ее отец был кавалером ордена Ленина и одним из первых стахановцев Кузбасса, а впоследствии погиб в результате несчастного случая в шахте.

"Мой отец был ответственным, мужественным, трудолюбивым. Ответственность его выражалось в том, что, если ставили задачу он ее выполнял. Пример такой: в 1933 году, когда шахтеры еще работали не отбойным молотком, а киркой, то бригада от Борисова одна из первых освоила работу отбойным молотком. И стал перевыполняться план в полтора-два раза. Так по жизни у них и шло", - сообщила она.