Войти в почту

Космическая фирма: зачем Сергей Королев направил Дмитрия Козлова в Куйбышев

Заместитель главного конструктора ОКБ-1 и руководитель его филиала № 3 в Куйбышеве Дмитрий Козлов был очевидцем и непосредственным участником наиболее важных событий, связанных с первым полетом человека в космос. Дмитрий Ильич создал уникальный по своим возможностям научно-производственный центр, в котором рождались отечественные ракеты-носители и автоматические космические аппараты. Предприятие, которым он руководил, было строго засекречено вплоть до начала 90-х годов ХХ века. Фото: Роскосмос Как рассказал самарский краевед Валерий Ерофеев, в 1958 году инженер-ракетчик Дмитрий Козлов приехал в Куйбышев, чтобы в считаные месяцы организовать на заводе № 1 серийный выпуск ракеты Р-7, крайне необходимой стране для обороны и для полетов в космос. Тогда же Козловым "с нуля" был создан филиал № 3 легендарного ОКБ-1, возглавляемого главным конструктором баллистических ракет Сергеем Королевым. Будущий ракетчик родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края. Отец Дмитрия - Илья Федорович Козлов - работал плотником в железнодорожном депо, а мать - Анна Владимировна - всю жизнь была домохозяйкой. Родители происходили из казаков, которые давно пришли на Кубань. Фото: Юлия Рубцова Школу заканчивал в Пятигорске и в 1937 году поступил в знаменитый Ленинградский военно-механический институт, из которого вышли лучшие кадры советской оборонки. Когда началась Великая Отечественная война, уже 1 июля 1941 года он ушел добровольцем в Ленинградское народное ополчение. Долгое время Дмитрий Козлов был рядовым пехоты и только в ноябре 1943 года окончил курсы лейтенантов, после которых был направлен на должность командира взвода в 71-ю отдельную морскую стрелковую бригаду, которая в тот момент дислоцировалась на Ораниенбаумском плацдарме. В 1944 году при освобождении Выборга Дмитрий Ильич остался без левой руки и был демобилизован. Вернулся в институт и продолжил учебу. Дипломный проект о разработке нового типа взрывателя для артиллерийских снарядов защитил 25 декабря победного 1945 года. После окончания учебы Дмитрий Козлов и другие выпускники Ленинградского военно-механического института были направлены на дополнительные курсы, где молодым инженерам объяснили, что теперь из них будут готовить специалистов по разработке принципиально новой техники. Затем он стал работать в подмосковных Подлипках, откуда его направили в Германию - на заводы, где немцы выпускали ракеты "Фау-1" и "Фау-2". Там он впервые встретился с Сергеем Королевым. Дмитрий Ильич активно включился в работу и вскоре проявил свои незаурядные способности во время разработки принципиально новой ракеты Р-5, за что получил свой первый орден Ленина, потом стал ведущим конструктором ракеты-носителя Р-7 - всемирно известной "семерки". Ее выпуск решили наладить в Куйбышеве. Ответственным за новое дело он назначил Дмитрия Козлова. Он с задачей справился. Вместе с директором завода Виктором Литвиновым в кратчайшие сроки организовал серийное производство носителей и их конструкторское сопровождение. 17 февраля 1959 года первая ракета, полностью изготовленная на куйбышевском предприятии, стартовала с космодрома Байконур. Фото: Юлия Рубцова Уже в ходе перепрофилирования завода № 1 для серийного производства Р-7 руководству ОКБ-1, а вслед за ним и первым лицам страны стало понятно, что Куйбышев буквально у них на глазах становится одним из главных научно-технических и конструкторских центров СССР в сфере ракетно-космических технологий. У Дмитрия Козлова сложились хорошие отношения с Дмитрием Устиновым, который курировал оборонку. Трудно назвать хотя бы одну важную дату в истории отечественной космонавтики, к которой бы не имел отношения Дмитрий Козлов. Конечно, одной из самых запоминающихся для него самого стал полет Юрия Гагарина. Вот как он об этом вспоминал: - О том, что на роль первого космонавта утвержден именно Юрий Гагарин, я узнал за четыре дня до его полета. В самый памятный день, 12 апреля, я находился в Москве и здесь услышал по радио об успешном старте "Востока". На заводском самолете мы с небольшой группой специалистов немедленно вылетели в Саратов, а оттуда на военном вертолете - уже непосредственно на место успешной посадки первого космонавта. Около спускаемого аппарата Гагарина мы оказались примерно через час после его приземления. Почти одновременно сюда же прилетели Королев, Келдыш, Пилюгин, Воскресенский, некоторые другие специалисты ракетной отрасли, партийные и советские руководители Куйбышевской и Саратовской областей, а также представители командования ПриВО. Мы сразу же стали обследовать спускаемый аппарат и забрали из него некоторое оборудование и другие предметы, в том числе набор продуктов для космонавта в тубах. Помню, там были разные соки, мясное и картофельное пюре, каши и так далее. Через несколько минут мы сели в поджидавший нас самолет, который мог приземляться на земляную взлетную полосу, и на нем отправились в Куйбышев. Пока летели, мы по русской традиции отметили первый полет человека в космос несколькими стопками водки, а закусывали теми самыми продуктами из туб, которые забрали из кабины космического корабля. "Фирма Козлова" стала ведущим предприятием страны по созданию космической техники. О Дмитрии Козлове и его соратниках мы еще не раз расскажем в наших публикациях, посвященных 60-летию первого полета человека в космос.

Космическая фирма: зачем Сергей Королев направил Дмитрия Козлова в Куйбышев
© СОВА