В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Путешествия с Ростехом: Казань

– одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в , , , Туле, Ли Уфе, а сегодня отправляемся в столицу Республики Татарстазань.
Путешествия с Ростехом: Казань
Фото: РостехРостех
Официальная «троссии» гордится не только своей самобытной архитектурой и спортивными объектами международного класса, но и крепкой промышленностью. Здесь собирают военные и гражданские самолеты, поднимают в небо вертолеты, создают уникальные радиолокационные системы и оптические приборы. О некоторых предприятиях Казани, входящих в контур Госкорпорации Ростех, – в нашем материале.
Место встречи двух миров
В Казани, столице Татарстана, как в металлургическом тигле, на протяжении тысячелетней истории сплавляются народы и культуры. Здесь Запад встречается с Востоком, современность с архаикой, традиции с новаторством.
Столетиями Казань занимала третье место среди городов России после Москбурга. Сегодня Казань – средоточие культурной, экономической, научной жизни Поволжья. Ежегодно миллионы туристов приезжают в город полюбоваться архитектурой и приобщиться к традициям татарского народа. Привлекательна Казань и для бизнеса она регулярно входит в рейтинги городов с самым благоприятным деловым климатом. В городе расположены крупнейшие технопарки страны, а на противоположном от Казани берегу Волги растет один из самых молодых наукоградов России Иннополис.
WorldSkills Kazan 2019
Развитие промышленности в Казани имеет многовековую историю. В XX веке ключевыми событиями отрасли стали индустриализация 1930-х годов, стройки предвоенных лет и эвакуация в Казань крупных предприятий из европейской части страны в Великую Отечественную.
Сильны в Казани и спортивные традиции. Кроме Универсиады 2013 года и Чемпионата мира по футболу в 2018 году, здесь год от года при поддержке Ростеха проводятся всероссийские Корпоративные игры. А в 2019 году лучшие мастера рабочих профессий со всего мира съехались в Казань на 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, где Ростех традиционно представил свою команду и выступил партнером.
Прогулки по Авиастроительному району
История промышленной Казани начиная с 1930-х годов неразрывно связана с авиацией. Если выйти на станции метро «Авиастроительная», что находится в одноименном районе города, то окажешься в шаговой доступности сразу от двух ростеховских предприятий авиационной Казани.
Самое старое предприятие авиапрома Татарстаунова. Производство было основано в 1932 году, до Великой Отечественной войны здесь выпускались гражданские и военные самолеты, в том числе крупнейший в мире АНТ-20бис. В войну завод прирос мощностями эвакуированного московского собрата, и число рабочих достигло 30 тысяч. Фантастическими темпами (10-12 машин в сутки) казанский авиазавод поставлял военным пикирующие бомбардировщики Пе-2, для отправки которых на фронт даже существовал специальный перегонный полк.
Выкатка Ту-160М2. Фолев»
В мирное время казанцы продолжали выпуск бомбардировщиков – Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-22М. В 1980-е здесь осваивается самый крупный и один из самых мощных боевых самолетов в мире – стратегический бомбардировщик Ту-160, который за изящество линий называют «Белым лебедем». В 2015 году выпуск Ту-160 был возобновлен. Среди гражданских моделей завода – Ту-70, Ту-104Б, Ту-214. Последний из них, среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, в различных модификациях производится на заводе до сих пор. Предприятие входит в ПАО «Туполев» в струкрации Ростеха.
Казань вертолетная
завод (КВЗ), отметивший в прошлом году свое 80-летие, не сразу получил свой современный профиль в годы Великой Отечественной войны здесь выпускались боевые «этажерки»-бипланы По-2. Эти почти полностью деревянные самолеты доставили немало неприятностей врагу, перенося больше боеприпасов, чем тяжелые бомбардировщики. Каждый второй боевой вылет времен ВОВ осуществлялся на бипланах, созданных руками казанцев.
В 1952 году крупносерийным производством первого вертолета под маркой «Ми» начинается новая глава в истории КВЗ. Следующей винтокрылой машиной, закрепившей успех казанского предприятия, стал первый советский военно-транспортный вертолет Ми-4. До этого в мире никто не делал вертолетов с грузовым отсеком внутри корпуса машины.
С 1965 года визитной карточкой казанских вертолетостроителей становится легендарный многоцелевой Ми-8 – один из самых массовых вертолетов в мире. И сегодня машины серии Ми-8/17 продолжают выпускаться силами КВЗ. Вертолеты Ми-8МТВ-1 (экспортный вариант носит название Ми-17-1В), Ми-8МТВ-5 (Ми-17В-5) и Ми-172 используются в военных, транспортных, медицинских, сельскохозяйственных и других целях.
В наши дни Казанский вертолетный завод входссии» и является ключевым предприятием отрасли, осуществляющим полный цикл создания вертолетной техники. Здесь сконструирован и построен первый в новейшей российской истории легкий вертолет «Ансат», а также производится тяжелый многоцелевой вертолет Ми-38.
Пароль «свой-чужой»
огии» Госкорпорации Ростех – лидер российского рынка систем государственного радиолокационного опознавания. Эта важнейшая техника позволяет определить принадлежность объектов военного и специального назначения на суше, на море и в воздухе. Электронные средства для госопознавания разрабатываются и производятся на предприятиях концерна, расположенных в Казани.
Фото: КРЭТ
За разработку систем отвечает НПО «Радиоэлектроника» имени В.И. Шимко, с 1960-х годов головной институт страны по тематике оборудования «свой-чужой». Предприятие является основным производителем и поставщиком новейших средств радиолокационного опознавания и аппаратуры криптографического кодирования, в том числе и в экспортном исполнении. Собственная система госопознавания, дорогостоящая и сложная в разработке – привилегия сверхдержав. Поэтому во всем мире используются два основных типа устройств «свой-чужой» российские и американские. По словам временного генерального директора НПО «Радиоэлектроника» Андрея Белова, отечественные системы не уступают американским, а в чем-то и превосходят их.
Серийным производством разработок «Радиоэлектроникикий завод «Радиоприбор». Кроме систем госопознавания на предприятии выпускаются комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для авиации. Изделия казанского «Радиоприбора» устанавливаются практически на все типы самолетов и вертолетов, выпускаемых в России.