Войти в почту

Волгоградские защитники Отечества всегда на боевом посту

Сегодня – День защитника Отечества, праздник, который многие по привычке называют и отмечают как День Советской армии и Военно-Морского флота. Это профессиональный праздник военнослужащих и тех, кто когда-либо проходил срочную военную службу и учился защищать Родину.

Волгоградские защитники Отечества всегда на боевом посту
© Волгоградская правда

Автор этих строк – тоже в их числе: сначала проходил срочную службу в таковом полку Группы Советских войск в Германии, потом учился в университете на военной кафедре, а затем, уже работая в «Волгоградской правде», в звании офицера служил в запасе в мотострелковом полку местного военного гарнизона. А еще – постоянно писал об армии и даже много лет входил в состав областной призывной комиссии, освещал в газете ее работу.

Военная служба и Вооруженные Силы страны во все времена почиталась нашим народом. Служба в армии всегда была почетной обязанностью каждого гражданина, достигшего совершеннолетия. Идти в армию было почетно. Но в разные послевоенные времена состояние наших Вооруженных Сил было разным. Разными были и условия прохождения юношами срочной службы, а также порядок, традиции и некоторые нравы, царившие в отдельных частях.

До недавнего времени много проблем было с воинской дисциплиной и неуставными взаимоотношениями военнослужащих, которые получили название «дедовщина», – это когда старослужащие унижают и обижают молодых солдат. Откровенно говоря, иногда в отдельных воинских частях ее проявления возникают и сейчас, но, как никогда прежде, предельно жестко пресекаются и наказываются.

Сегодня армия уже не та, что была раньше, каких-нибудь лет 15-20 назад. Вооруженные Силы страны полностью модернизированы и, как говорится, подняты с колен. Армия стала частично контрактной и оснащена самым современным вооружением. Личный состав обеспечивается жильем, достойным денежным содержанием и всем необходимым для службы и семейной жизни.

Престиж Вооруженных Сил России поднят до уровня, при котором мальчишки уже не уклоняются от призыва, а буквально рвутся на срочную службу, иногда даже отказываясь от положенных им отсрочек. Желающих служить по контракту стало настолько много, что принимают на нее уже не всех, а отбирают самых лучших, самых достойных и самых перспективных. И все потому, что условия прохождения службы в Российской Армии изменились коренным образом в лучшую сторону.

Солдат срочной службы освободили от всех хозяйственных работ, не связанных с боевой учебой. Питание их стало гораздо лучше, разнообразнее, калорийнее. Готовит пищу теперь высококвалифицированный гражданский персонал. У солдат появилось больше свободного времени, которое можно с пользой проводить в комнатах отдыха или на спортгородке.

Уютнее и комфортнее стало и жилье военнослужащих, которое уже трудно называть казармами. Солдаты спят в отдельных комнатах по три, четыре или максимум шесть человек. В бытовых комнатах появились стиральные машины. Каждому новобранцу перед отправкой в войска вручают на призывном пункте несессеры с полным набором санитарно-гигиенических средств, которые понадобятся ему на службе.

По-новому строится и боевая учеба, в которой молодые солдаты уже не за два, а всего за один год овладевают воинским мастерством. Но и в прежние времена наши военнослужащие отлично овладевали своими военными специальностями, что им и пришлось успешно продемонстрировать в условиях реальных боевых действий в период войны в Чечне, когда они выполняли приказ Родины по защите единства и целостности России.

Тогда военнослужащие нашего бывшего 8-го гвардейского армейского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Льва Рохлина выдвинулись из Волгограда в охваченный войной Грозный и тайным маршрутом с минимальными потерями вошли в столицу мятежной республики.

фронтовой корреспондент "Волгоградской правды" в Грозном

Автору этих строк довелось рассказывать в «Волгоградской правде» о том страшном боевом опыте наших военнослужащих, который они получали в те грозные дни. В течение трех суток в составе группы волгоградских журналистов мне довелось работать в качестве фронтового корреспондента, и, как поется в известной песне, трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете. А после той опасной командировки в нашей газете стали выходить репортажи с мест боев и небольшие, но трогательные материалы под рубрикой «Письмо матери».

Вот фрагмент лишь одного из тех фронтовых писем:

«Здравствуй, мама! Пользуясь случаем, хочу передать тебе свой солдатский привет из Грозного. Я диктую это письмо корреспонденту «Волгоградской правды», который обещал опубликовать его в газете.

Мама, я знаю, что ты очень за меня волнуешься, как и все матери за своих сыновей, которые находятся здесь, в Чечне. Сообщаю, что я жив и здоров. У меня тут много друзей, которые меня поддерживают. Отношения между военнослужащими на войне – особые. Тут без взаимовыручки нельзя.

Мама, я всем обеспечен, у меня все необходимое есть. Так что особенно не переживай. Настроение – нормальное. Сейчас несу службу по охране штаба 255-го полка. А вообще я оператор-наводчик пулемета КПВТ.

Боевые действия в Грозном продолжаются. За все время лишь один раз видел сон. Да и тот о войне: отражал натиск боевиков… <…> На этом заканчиваю свое письмо. Всем своим друзьям в Волгограде передаю привет. Еще бабуле и всем другим родным. Они тоже за меня волнуются. Всё будет хорошо.

Роман ВОРОНСКИЙ, рядовой разведроты»

вручение боевой награды

Родители тогда не знали, отправили ли их сыновей, особенно молодых солдат, на ту войну. Об этом им не сообщалось. А самим ребятам на войне было не до писем. И мы стали публиковать на первой странице «Волгоградской правды» фотографии солдат и их устные письма своим близким. Я записывал их на диктофон. Эффект от тех публикаций был просто потрясающий! Родители и близкие этих ребят, увидев их снимок и письмо в газете, стали звонить в редакцию и благодарить за желанную весточку с фронта. Одна мамочка, помню, примчалась в редакцию, буквально всучила мне шоколадку, от которой я отказывался, и попросила дать ей послушать на диктофоне голос сына…

Солдат, как известно, войну не выбирает, он только выполняет приказ, оставаясь верным присяге и воинскому долгу. Каждому из тех парней, с которыми встречался на передовой, я задавал один и тот же вопрос: чувство страха – насколько оно сильно? И ребята откровенно признавались, что оно было и остаётся. Его не ведает лишь тот, кто не знает, что такое свист пуль и осколков над головой, кто не склонялся над телом друга, который не вернулся из боя...

О каждом из гвардейцев Рохлина можно было написать отдельную статью. Все они были этого достойны. Но в сложных условиях в окопах на передовой, где не смолкала канонада взрывов, бойцам было не до долгих бесед с корреспондентом, желающим узнать о них как можно больше. И, тем не менее, в «Волгоградской правде» тогда прошла большая серия материалов о наших солдатах и офицерах, которые отстаивали целостность страны от сепаратистских бандформирований.

лучший отдых на войне - у костра, если его не видит противник

Вот фрагмент одного их тех материалов:

«АЛЕКСЕЙ. Наш земляк. Младший сержант. Водитель машины передвижного медпункта корпуса. Новый год «встречал» уже в Грозном. — Война — это страшное дело, — говорит Алёша, — здесь погиб мой друг. Служили с ним с первых дней, и вдруг — такое... Я ведь вожу медпункт, в который поступают раненые с передовой. Видел, как ребята мучаются и умирают... Это очень тяжело... Тому, кто здесь не был, трудно даже представить, что тут происходит...

— Что передать родителям, когда вернусь из Грозного?

— Большой привет от меня. Пусть не волнуются. И ещё — чтобы мама не болела...Выполняя просьбу Алёши, позвонил его маме, сообщил, что он жив и здоров. В трубке раздался рыдающий голос:

— Как я вам благодарна за это известие! Сначала, правда, испугалась, думала — что-то плохое... Мы ведь ничего не знаем о сыне: где он, что с ним, жив ли, здоров ли... Никто, куда бы мы ни обращались, ничего толком сказать нам не мог...

Узнав, что я не только видел Алёшу, общался с ним, но даже записал короткое интервью, Наталья Константиновна попросила меня, если можно, дать ей послушать по телефону ту запись. Я приставил трубку к диктофону, и зазвучал голос её сына...

Завершая наш разговор, я сказал Алёшиной матери, что она по праву может гордиться сыном — смелым, отличным парнем. Сказал, что он награждён медалью «За отличие в воинской службе».

— Да зачем мне его медаль?! — воскликнула в сердцах растроганная женщина. — Мне нужно только, чтобы он вернулся живым и здоровым с этой проклятой войны!

И она в принципе права: никакая, даже самая высокая награда не стоит человеческой жизни. Но, тем не менее, вспоминаю, как бережно вынимал Алёша из кармана заветную коробочку с боевой наградой, когда я решил его сфотографировать. Помню, как прикручивал он медаль к гимнастёрке и распахивал полы бушлата, чтобы мама увидела на снимке, какой у неё сын-солдат...»

Последний кадр из командировки. Я попросил генерала Рохлина улыбнуться, хотя на войне не до улыбок

Каждое поколение советских и российских солдат хранит и преумножает традиции и боевые подвиги своих предшественников. Так было, так есть и так будет!

С праздником вас, защитники Отечества! Мир вашему и нашему общему дому! Пусть ваше воинское мастерство всегда будет только в запасе, и чтобы его никогда не пришлось применять на практике в условиях реального боя!