Нефтяной демарш Белоруссии заставил Литву призвать на помощь Казахстан 

Нефтяной демарш Белоруссии заставил Литву призвать на помощь Казахстан
Фото: ФБА "Экономика сегодня"
Потеря белорусского транзита станет страшным ударом для Клайпедского порта, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Центра международной и региональной политики .
Министр коммуникаций и транспорта Марюс Скуодис сожалеет, что действия основаны не на экономических, а на политических аргументах. Так Скуодис прокомментировал соглашение Ми Мна перевалку белорусских грузов.
Клайпедский порт может обанкротиться
В пятницу, 19 февраля, РФ и Белоруссия договорились об организации перевалки более 9,8 млн тонн белорусских нефтепродуктов в 2021-2023 годах, которые ранее транзитировалисьорт Клайпеды. Однако это не главное направление белорусского транзита через Литву.
До декабрьского решения белорусов прекратить транзит нефтепродуктов через Литву положение порта Клайпеды было нормальным: показатели загрузки выросли на 3,2% по сравнению с 2019 годом и составили 47,74 млн тонн перевалки грузов.
Объем перевалки удобрений составил 32,2% от загрузки Клайпедского порта, причем в 2020 году он вырос на 2,6%.
Основой белорусского транзита через Клайпеду всегда были удобрения, а нефтепродукты располагались на втором месте. Решения по удобрениям со стороны Минска пока не было, а это означает, что Белоруссия разрывать все связи с Литвой не намерена.
Если белорусы откажутся от перевалки удобрений через Литву, то Клайпедский порт лишится 30% загрузки, а вместе с ней и рентабельности. Такое решение будет означать сожжение всех мостов, а на это Минск идти не готов.
Белоруссия упражняется в политической риторике, которая может бына в случае улучшения отношений с Вильнюсом.
Минск точно угрожал Литве и Латвии блокировкой транзита в 2010 году, но отказался от данного решенияосле того, как ЕС не стал вводить санкции против Белоруссии из-за внутриполитических событий в этой стране.
Для портов РФ перевалка 9,8 млн тонн белорусских нефтепродуктов недостаточна. Для того чтобы проект окупался и был смысл предоставлять белорусам скидки на железнодорожный транспорт и перевалку, РФ нужен контракт на пять лет и четыре-пять миллионов тонн нефтепродуктов в год.
«После того как из Клайпеды ушла РФ, основным партнером литовцев стала Белоруссия. С уходом белорусских грузов у Клайпеды практически не опоставщиков. Только Казахстан, да и все. Из-за этого объемы транзита через Литву упадут», — констатирует Кузнецов.
Такая ситуация приведет к тому, что литовцы выставят Клайпедский порт на продажу. Последствия будут носить мультипликативный характер: белорусские грузопотоки составляют пятую часть загрузки литовских железных дорог.
Что касается Казахстана, то, после того как у Литвы возникли проблемы с Белоруссией, в Вильнюсе начали пытаться расширить контакты с Нур-Султаном и привлечь транзит казахстанских грузов в Клайпедский порт. Решение неоптимальное: транзит из Казахстана идет через РФ, а объемы экспорта казахстанской продукции в ЕС значительно меньше, чем у Белоруссии или у России. Это показывает, что литовские власти озабочены перспективой потери белорусских транзитных потоков, а вместе с ними и рентабельности Клайпедского порта.
«Для Казахстана литовское транспортное плечо удобно: РФ, Белоруссия и сразу Литва. Не надо забывать, что транзитная способность российских портов ограничена и загружена поставками, так что для казахстанцев это удобный вариант», — заключает Кузнецов.
Прибалтика долгие годы была воротами бывшего СССР в ЕС. Для этого в семидесятые-восьмидесятые годы там была создана инфраструктура, поэтому перенаправить российские транспортные потоки оттуда непросто. Для этого нужны годы.
Производители калийных удобрений РФ продолжают использовать прибалтийские порты: Ригу, М Силламяэ и финскую Котку. Пока не будены терминалы в Мурманске и Усть-Луге, дефицит инфраструктуры продолжит ощущаться.
Литва становится все более зависимой от Запада
Доцент кафпеории МГИМО Кирилл Коктыш в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что любой отказ Минска от транзита через Литву больно ударит по литовской экономике.
«РФ ушла из литовских портов из-за агрессивной антироссийской политики, а Белоруссия приняла данное решение из-за участия литовцев в попытке цветной революции в Минске. Литва получает предсказуемый политический результат. Белорусские грузы важны для Клайпеды: по сухой загрузке они занимают там до 80-90%, так что это будет экономически ощутимо», — резюмирует Коктыш.
Литовская политика вызывает недоумение: действия Вильнюса против РФ и Белоруссии вредят национальной экономике.
Потеря российского и белорусского транзита лишает работы тысячи литовцев, а энергетическая политика Вильнюса в отношении БелАЭС, БРЭЛЛ и российских энергоресурсов ведет к удорожанию стоимости жизни и ведения бизнеса.
«От такой политической позиции поднимагосостояние политические элиты Литвы, но экономика страны приходит в упадок. Здесь простая ыполняя политический заказ, элиты обеспечивают собственные интересы», — констатирует Коктыш.
Ярким примером является энергокабель NordBalt, который Литве не выгоден, зато необходим Швеции, из бизнеса которой вышли как литовский президент Гитанас Науседа, так и литовский премьер Ингрида Шимоните.
Видео дня. Жители покрыли мэра отборным матом из-за плохой уборки дорог
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео