Войти в почту

Наполеона поколотили в Вязьме

В минувшую субботу на Екатерининском кладбище Вязьмы состоялась церемония захоронения останков безымянных шести мирных жителей - женщин и подростков и 120-ти русских воинов и солдат армии Наполеона. Они погибли в боях под Смоленском осенью 1812 года.

Наполеона поколотили в Вязьме
© Русская Планета

Прах обнаружили в мае прошлого года в Вязьме во время археологической экспедиции, организованной Фондом развития русско-французских инициатив, которую возглавляет историк и общественный деятель Пьер Малиновский. «Мы хотим показать силу и созидательность русско-французской дружбы между двумя народами, - сказал он на церемонии. - Она должна быть сейчас сильной, как никогда…».

Кто были люди, чьи останки были найдены в вяземской земле? Как уже было сказано, мужчины были солдатами обеих армий, женщины - предположительно жительницами этих мест или вивандьерками, кантиньерками (торговками), пришедшими в Россию с армией Наполеона. Что касается подростков, то ими могли оказаться здешние мальчишки или французские барабанщики…

Морозный воздух сотрясли русский и французский гимны, прошла литургия с участием православных и католических священников. В Вязьму приехали атташе Франции по вопросам обороны бригадный генерал Иван Мартен, потомок наполеоновского маршала Иоахима Мюрата, наследники русского полководца Михаила Кутузова.

…Вяземская земля густо пропитана кровью. Без малого 210 лет назад здесь сошлись в смертельном бою Русская императорская армия и иноземное воинство, собранное со всех концов Европы

Спустя много лет, в октябре 1941 году Красная армия стояла на пути наступающих войск вермахта. Враг прорвал советскую оборону, нанес серьезные потери войскам Западного и Резервного фронтов и подошел к Можайской линии обороны Москвы…

Вернемся в 1812 год. Воинство Наполеона, не солоно хлебавши, бесславно отступало из России. Но у императора еще оставался шанс сохранить солдат и – репутацию. В его распоряжении оставалось более 250-ти тысячи солдат и офицеров, находившихся в относительном порядке.

В конце октября французы вышли на Смоленскую дорогу. Слева двигались главные силы русских, готовые вцепиться им в глотку – отряды Михаила Милорадовича - того самого, что имел несчастье быть застреленным декабристом Петром Каховским на Сенатской площади в декабре 1825 года, Адама Ожеровского и казаки донского атамана Матвея Платова.

Главнокомандующий Русской армией Михаил Кутузов приказал Милорадовичу обогнать противника и перерезать пути отхода войскам маршала Луи Даву. Платову было велено усилить нажим с тыла. С этим заданием русские солдаты и офицеры блистательно справились.

Враг не выдержал мощного удара русского авангарда, и 3 ноября (22 октября по старому стилю) Вязьма, куда недавно прибыли части Наполеона, была отбита. Отступивший противник понес немалые потери, но окончательного разгрома избежал. В наступившей темноте раздался победный барабанный бой. Виктория русского оружия была особенно почетна, если учесть, что у иноземцев был значительный численный перевес

В рапорте Наполеону начальник его штаба, маршал Луи Бертье не скрывал отчаяния: «Долгом поставляю донесть Вашему Величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы, все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни многие солдаты побросали патроны и ружья».

Эта цитата – из противоположного, русского лагеря, от генерала Алексея Ермолова: «В Вязьме в последний раз мы видели неприятельские войска, победами своими вселявшие ужас повсюду и в самих нас уважение. Еще видели мы искусство их генералов, повиновение подчиненных и последние усилия их. На другой день не было войск, ни к чему не служила опытность и искусство генералов, исчезло повиновение солдат, отказались силы их, каждый из них более или менее был жертвою голода, истощения и жестокости погоды».

Отныне в России наполеоновским войскам пришлось бежать без оглядки. Они уже не думали о лаврах победы, ими двигало лишь одно стремление спастись, любой ценой покинуть эту страшную страну, населенную стойкими и храбрыми жителями. Поселившийся в иноземцах страх не утихал, он сопровождал их повсюду…

Считается, что во время войн прошлых веков противники гуманно относились к пленным. Однако, Отечественная война была отмечена сильнейшим ожесточением с обеих сторон. Со взятыми в полон, мягко говоря, не церемонились. Но куда больше злобствовали и убивали супостаты – так называли недругов, пришельцев в Россию с худыми намерениями.

Стоит отметить, что французы не раз хотели произвести обмен пленными, но русские отказывались от переговоров. Кутузов говорил, что сделает это только после заключения победного мира. Хотя, конечно, понимал, какая участь может быть уготована его соотечественникам

Сейчас, после торжественной церемонии захоронения останков воинов двух стран в Вязьме, может быть, не стоило об этом вспоминать. Ведь на бывшем поле брани говорили о дружбе между двумя народами. Но, как гласит русская пословица, «Кто старое помянет, тому глаз вон. А кто забудет, тому оба». Поэтому не станем скрывать «неуместные» факты.

«…Наша войсковая колонна, где находился сам император, приблизившись к Гжатску, была удивлена, встретив на дороге тела явно недавно убитых русских, - вспоминал генерал Филипп де Сегюр в октябре 1812 года. - Почти у каждого из них была совершенно одинаково разбита голова и окровавленный мозг был разбрызган тут же. Нам было известно, что перед нами тут шло 2000 русских пленных, которых сопровождали испанцы, португальцы и поляки… Наполеон тогда хранил мрачное молчание, но был издан особый приказ, и впоследствии убийства прекратились…»

Но это было не так. Наполеоновские солдаты и офицеры испытывали невероятные трудности, были уставшие, голодные и замерзшие. К тому же их мучили болезни. Эти люди пришли в Россию, чтобы завладеть ее землями и повелевать гражданами, но Русская армия и партизаны превратили их в сборище злобных мародеров и разбойников. Они дрались за каждый кусок хлеба и глоток воды, а тут еще надо было кормить пленных. И потому от них просто избавлялись…

Справедливости ради, следует отметить, что по большей части совершали убийства не французы, а испанцы, португальцы, немцы и поляки, входившие армию Наполеона. Напомню, что в 2013 году в районе города Гагарина (бывший Гжатск) был открыт «Знак памяти о 2000 русских воинов, убиенных в плену наполеоновской армией в октябре 1812 года». Но подобных скорбных случаев на территории нашей страны, конечно же, было гораздо больше.

Последние русские пленные были захвачены в самом конце Отечественной войны, во время окончательного изгнания захватчиков. «…Отряд примерно из 2000 русских пехотинцев, плененных в битве при переходе через Березину и идущий вместе с нашей армией по направлению к Вильно, испытал… страшную, участь, - писал в своем дневнике Генрих-Август фон Фосслер, офицер из контингента войск Вюртенбергского королевства. - Лишь горстка из них достигла пункта назначения. Большинство замерзло ночью на биваках, и многие из оставшихся, неспособные держаться на ногах из-за изнурения и обморожения, были застрелены своими охранниками и оставлены лежать на обочине дороги...»

* * *

Во время экспедиции 2019 года, организованной Фондом развития русско-французских инициатив,были обнаружены останки дивизионного генерала Шарля Этьена Гюдена. Он получил тяжелое ранение во время сражения при Валутиной горе близ Смоленска во время оборонительных боев Русской армии с французами в августе 1812 года. Бесчувственного Гюдена эвакуировали в Смоленск, где он вскоре скончался, Место, где генерал был похоронен, до недавнего времени считалось утерянным…

Перезахоронение останков французского генерала назначено на 5 мая нынешнего года. В этот день исполнится 200 лет со дня смерти Наполеона. По словам императора, Гюден «давно бы уже получил жезл маршала, если бы можно было раздавать эти жезлы всем, кто их заслуживал».