Спустившиеся с неба: забытое противостояние Mitsubishi и Subaru
Принято считать, что знаменитая конфронтация «трех бриллиантов» и «Созвездия плеяд» уходит корнями в мировое раллийное первенство, но это не совсем так. Соперничество двух марок началось еще в первой половине XX века, и отнюдь не на автомобильном поприще. Собственно говоря, в те времена Mitsubishi делала первые шаги в статусе производителя самобеглых экипажей, а Subaru как таковой еще не существовало.
Lancer Evolution и Impreza WRX STI, Airtrek/Outlander Turbo и Forester STI, Galant VR-4 и Legacy GT, 4G63T и EJ207, 6A13TT и EJ20X… Поклонникам двух кланов отлично известны эти легендарные имена и шифры маркировок. Но знаете ли вы, что до противостояния на раллийных грунтовках была конкуренция за небеса?
Самолеты относятся к нашей тематике, мягко говоря, опосредованно, но повод обратиться к ним имеется. Вы спросите, при чём здесь вообще Mitsubishi и Subaru? А при том, что «три бриллианта» занялись авиационными разработками еще в начале XX века, а производственные мощности компании-соперника Nakajima, основанной в 1918 году офицером императорского флота и инженером Чикухеи Накадзимой, после Второй мировой войны легли в основу Fuji Heavy Industries, ныне известной как Subaru Corporation.
Наше повествование ни в коей мере не претендует на полноценный экскурс . Это лишь краткий рассказ в порядке исключения о некоторых дальних-предальних «родственниках» автомобилей всемирно известных марок. На их долю выпали ожесточенные битвы, огонь зенитных орудий и миссии, увековеченные в книгах и кинематографе.
Исороку Ямамото Wikipedia
Самолетостроение Японии, начавшееся с лицензионных моделей и попыток местных инженеров состряпать нечто свое собственное при поддержке западных специалистов, развилось в отрасль, сыгравшую огромное значение в азиатско-тихоокеанском блицкриге самураев. За довольно короткий период, предваряющий Вторую мировую, авиация расцвела подобно сакуре на Хоккайдо поздней весной.
Остается лишь предполагать, сколь скромными оказались бы военные успехи страны без политики и принципиальных тезисов легендарного адмирала Исороку Ямамото. Образ военачальника отражен в разных тематических фильмах, начиная известной голливудской мелодрамой Майкла Бэя со спецэффектами для юных зрителей и заканчивая японской биографической лентой «Атака на Перл-Харбор» 2011 года с блистательным Кодзи Якусё в главной роли. Впрочем, его жизненный путь слишком масштабен чтобы уместиться в одном кинопроизведении.
Кадр из фильма «Перл-Харбор», режиссер Майкл Бэй Touchstone Pictures
Ямамото принимал участие в русско-японской войне, получил ранение в Цусимском сражении, командовал Касумигаурской морской летной школой, занимал должность главы департамента аэронавтики и входил в число немногих стратегов, видевших большой потенциал в плавучих аэродромах. В 1932-м, находясь в звании контр-адмирала, он инициировал план развития флотской авиации, призванный ликвидировать отставание между ВМС государства и ведущими западными странами.
Отдавая приоритет небу, Исороку Ямамото негативно отнесся к строительству линкоров-гигантов «Ямато» и «Мусаси» — по его убеждению, разумнее было потратить средства на модернизацию боевых самолетов. Казалось бы, откуда столь радикальные для того времени взгляды и оппозиция морским «крепостям»? Вероятно, из-за океана — идеи о том, что именно господство в небе станет решающим в океанских битвах, распространялись в США еще со времен Первой мировой.
Линкор «Ямато». Удивительным образом он вошел в массовую культуру благодаря мультсериалу «Космический линкор Ямато», и через это даже мелькнул отражением в автомобилестроении — знаменитой мангой вдохновлялись дизайнеры штучного суперкара Nissan GT-R50. Подробнее — [в этой статье](https://motor.ru/reports/nissan-gtr50.htm) Wikipedia
В итоге сложилась интересная ситуация. Дальняя авиация находилась в командовании не ВВС, а военного-морского императорского флота и имела на вооружении технику, отвечающую собственным специфическим задачам. Одна из наиболее прославленных машин ВМФ — палубный истребитель Mitsubishi A6M Type 0, более известный как «Зеро».
Об этом самолете вам наверняка доводилось слышать краем уха, благо он упоминается в различных рейтингах, посвященным выдающимся «бойцам» Второй мировой войны и иногда фигурирует в кино. Вряд ли погрешим против истины, сказав, что Zero является достаточно противоречивым творением Mitsubishi, а заодно источником ожесточенных дискуссий и споров в среде историков. Восторгающиеся отмечают его колоссальное значение, а их оппоненты вспоминают выраженные недочеты и благоприятное стечение обстоятельств, давшее преимущество перед противником на раннем этапе войны.
Mitsubishi A6M Type 0 Wikipedia
Требования флота к новому истребителю оказались настолько жесткими, что Nakajima вышла из конкурса, и проект взяла на себя Mitsubishi. В ходе испытаний весной 1939 года детище главного конструктора Дзиро Хорикоси, оснащенное удивившим тогдашних пилотов закрытым фонарем и заряженное 14-цилиндровым компрессорным радиальным двигателем Mitsubishi Zuisei 13 мощностью 875 л.с., продемонстрировало недостаточные 490 км/ч.
По указке морского министерства пришлось совершить рокировку и поменять мотор на 940-сильную силовую установку Sakae 12 конкурирующей «Накадзимы». Как тут не удержаться от автомобильных аналогий и между делом не представить себе Lancer Evolution с субаровским оппозитным EJ207 или EJ257 с завода вместо собственного 4G63T или 4B11T? Знаем, сделать это не просто сложно, а почти невозможно...
Mitsubishi A6M Type 0 Wikipedia
Характеристики заметно улучшились, и воодушевленные полученными результатами флотские чины решили провести боевые испытания в Поднебесной, забросив «Зеро» в пекло сражений. В сентябре 1940 года армада из тринадцати новейших истребителей вступила в схватку с тремя десятками китайских пилотов и уничтожила 25 единиц техники противника. Избиение объяснялось довольно просто — японцам противостояли гораздо более медленные и хуже вооруженные «этажерки» И-15 и монопланы И-16.
И-16 Armedman.ru
«Мицубиси» отметились во время атаки на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, обеспечивая прикрытие палубным бомбардировщикам Nakajima B5N2 и пикировщикам Aichi D3A. В начале войны они потрепали янки, использовавших на тихоокеанском театре не самые современные летательные аппараты и отмахивавшихся от разведданных.
Палубный бомбардировщик Nakajima B5N2 Wikipedia
Сведения о диковинном самолете-противнике попросту не принимались всерьез — на тот момент бытовало устойчивое мнение, что Страна восходящего солнца способна лишь штамповать копии зарубежных разработок... В итоге для борьбы с «Зеро» даже пришлось сформулировать ряд правил, в частности, пилотам предписывалось не вступать в «догфайт» (маневренную схватку) и не пытаться маневрировать с ним на скоростях ниже 300 миль в час, только если «японец» не летит впереди.
Пикировщик Aichi D3A Wikipedia
Конечно, Mitsubishi A6M, выпущенный в количестве почти 11 тысяч штук, прославился впечатляющим запасом хода и маневренностью, но огромной, если не сказать, непомерной платой за сильные стороны явилось отсутствие брони ради снижения веса. При нападении спереди летчик еще как-то мог надеяться на прикрытие мотором, но во время обстрела сзади и с боков оказывался совершенно беззащитными.
Не правда ли, в этом вынужденном фатализме читаются постулаты самурайского кодекса бусидо? «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит», — древние воинские заветы звучат словно наставление пилоту Zero. Погибнуть, превратиться в огненный шар, стремительно исчезающий в морской пучине, но не сдаться — это по-японски!
Mitsubishi A6M за мгновение до падения в океан рядом с американским авианосцем Essex Wikipedia
Символично, что в конце Второй мировой A6M использовался для миссий камикадзе. В процессе модернизации инженеры все же призадумались о ценности человеческих жизней — незадолго до конца войны появилось бронестекло, система пожаротушения, а затем и бронеспинка на пару с бронестеклом в задней части фонаря. Но было поздно. Перехватившие инициативу американцы нащупали слабые места соперника и выработали тактику противодействия, а Страна восходящего солнца, естественным образом терявшая асов, отправляла за штурвал «Зеро» летчиков, которые не могли раскрыть его потенциал.
Nakajima Ki-43 Hayabusa Wikipedia
В плане выживаемости предпочтительнее смотрелся истребитель Nakajima Ki-84 Hayate (в переводе с японского — буря) с бронированной защитой пилота и защищенными топливными баками. Представитель авиации сухопутных войск пришел на смену Ki-43 Hayabusa и Ki-44 Shoki в роли мастера на все руки — завоевателя господства в воздухе, противостоящего вражеским истребителям, и убийцы бомбардировщиков.
Nakajima Ki-44 Shoki
Согласно техзаданию военного ведомства, от самолета требовалась максимальная скорость 640–685 км/ч на пятикилометровой высоте и полуторачасовой запас топлива для работы в четырех сотнях километров от аэродрома. «Хаятэ» поступил на вооружение в 1943-м, за полтора года было выпущено около 3500 экземпляров.
Nakajima Ki-84 Hayate Aircraft Wiki
«Буря» с радиальной 18-цилиндровой «звездой» Ha-45 мощностью в две тысячи «лошадей» немало удивила союзнические силы, причем впечатления эти оказались безрадостными — она не уступала знаменитому американскому P-51D Mustang по скорости на малых и средних высотах, вдобавок опережая многочисленную западную технику по маневренности и скороподъемности.
Следом в свет вышли итерации с усовершенствованным вооружением, в том числе исполнение, способное уничтожать тяжелые бомбардировщики, а затем и вариант с модернизированным мотором, дополненным непосредственным впрыском топлива и системой форсажа.
Nakajima B5N2 Wikipedia
Hayate дебютировал в середине войны, но среди разработок конструкторского бюро Накадзимы была машина, заступившая на службу с самого начала боевых действий — основной палубный торпедоносец и бомбардировщик B5N, получивший у союзников обозначение Kate. Одномоторный самолет поступил на вооружение в 1937-м, начал «карьеру» год спустя в Китае и прошел всю Вторую мировую, оставляя за собой потопленные корабли. «Кейт» дрался отчаянно. Остается лишь предполагать, каким мог оказаться результат, если бы аппарат выпустили не тиражом в 1149 единиц, а более крупной партией.
Nakajima B5N2 над линейным кораблем South Dakota после сброса торпеды Wikipedia
Модернизированная версия B5N2 с тысячесильным 14-цилиндровым двигателем Nakajima Sakae 11, способная развивать более 600 км/ч, имевшая радиус действия 1990 км и практический потолок в 8620 метров, сыграла значительную роль в неожиданном нападении японцев на Перл-Харбор.
Первый акт драмы прошел при участии 89 таких самолетов — 49 из них несли 800-килограммовые бомбы, а оставшиеся приготовили американским кораблям торпеды. Во второй волне, атаковавшей «жемчужную гавань», числилось 54 «Накадзимы». Вот такое грозное оружие с неубедительным средством обороны в виде 7,7-миллиметрового пулемета и без какой-либо брони.
Mitsubishi G4M, кокутая (воздушной группы) Каноя Wikipedia
Как тут не вспомнить бомбардировщики Mitsubishi, а, именно, модель G4M и события, последовавшие почти сразу за атакой на Перл-Харбор! 10 декабря 1941 года неподалеку от Куантана, что на восточном побережье Малайзии, японцы атаковали грозное британское «Соединение Z» в составе линкора Prince of Wales, линейного крейсера Repulse и четырех эсминцев. Налет закончился уничтожением двух основных кораблей. Что за машины могли учинить подобное?
Линкор Prince of Wales Wikipedia
Адмирал Ямамото не одобрял вторжение в Китай, обернувшееся для местного населения поистине ужасающими последствиями, однако определенно понимал, какую цену Стране восходящего солнца придется заплатить в возможной войне с США, а потому всячески поддерживал дальнюю авиацию, способную обеспечить проведение быстрых разгромных операций.
В число самолетов данного типа входил Mitsubishi G3M (Nell), также участвовавший в налете на британское соединение и не устраивавший командование по вооружению, скоростным характеристикам и дальности полета. Составляя техническое задание для его преемника, коим в результате стал G4M (Betty), военные чины перегнули палку. В своем страстном желании получить грозу кораблей и наземных целей с заметно более серьезными параметрами при наличии, как и раньше, всего двух ДВС, они отпугнули потенциальных участников конкурса. В итоге расхлебывать пришлось Mitsubishi.
Mitsubishi G3M Wikipedia
Самолеты с автомобильным прошлым
Выдающийся конструктор Киро Хондзе логично и очень дальновидно предложил четырехмоторную схему. Люди в погонах из ВМФ жестко и без лишних разговоров отмели идею, хотя на компромисс все же пошли, одобрив в полтора раза более мощные двигатели Kasei вместо уже утвержденных «старых» Kinsei.
На испытаниях новинка показала себя отлично, и здесь ее судьба делает удивительный вираж. Максимальная скорость свыше 440 км/ч и дальность полета в 5560 км натолкнула флот на создание на его базе тяжелого истребителя сопровождения. Компания Mitsubishi осталась не в восторге от идеи, но все же модифицировала G4M в G6M.
Военным стоило прислушаться к инженерам, ибо на свет появился франкенштейн с рядом серьезных недостатков, вскоре передавший эстафету «Зеро». Что касается исходной модели, то она показала себя быстроходным высокоэффективным бомбардировщиком, внесшим огромный вклад в завоевания японцев на Тихом океане. По жестокой иронии именно в G4M погиб адмирал Ямамото — его борт был сбит на Соломоновых островах «дьяволом с раздвоенным хвостом», тяжелым американским истребителем Lockheed P-38 Lightning…
Lockheed P-38 Lightning Wikipedia
Боевая авиация времен Второй мировой, бесспорно, обладает манящей опасной красотой, а за чтением исторических материалов и воспоминаний пилотов можно провести бесконечные часы. Но, право слово, лучше видеть в образе низколетающих истребителей Lancer Evo и слушать отстрелы из глушителей под мирным небом.
И противостояние, которое нам бы хотелось вернуть — точно не рубилово боевых машин в воздухе, а выяснение отношений между Импрезой и Лансером в автоспортивных дисциплинах. /m