Войти в почту

Советский лётчик-ас Владимир Абрамов служил в частях ПВО в Балашихе

Герой Советского Союза Владимир Абрамов служил в частях ПВО на территории современной Балашихи. Памятная мемориальная доска в его честь установлена на Аллее Героев на площади Славы. Будущий лётчик-ас родился 14 июня 1921 года в Кузнецке ныне Пензенской области в семье служащего. В три года Володя стал сиротой, несколько лет был беспризорным, пока его не приютил председатель ВЧК Кузнецка В. Кудряшов. Мальчик окончил 7 классов школы, работал на автобазе. В те годы в стране насаждался культ авиации. Одной из самых популярных песен с 1923 года был «Авиамарш», более известный как «Марш авиаторов». На волне всеобщей любви к авиации Владимир Абрамов в 1939 году окончил аэроклуб в Баку. С ноября 1939 года он служил на Военно-морском флоте. В 1940-м окончил знаменитое Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина в Краснодарском крае. Это старейшее учебное заведение морской авиации было основано 28 июля 1915 года в Петрограде как офицерская школа морской авиации. С декабря 1940 года Владимир Фёдорович служил младшим лётчиком в 71-м истребительном авиационном полку ВВС Балтийского флота, в роковом июне 1941-го стал пилотом этого полка, базирующегося на аэродроме под Таллином. Свой счёт воздушных побед В.Ф. Абрамов открыл на второй неделе войны, сбив фашистский «Юнкерс» Ju-88. Первый год войны он летал на И-153 с бортовым номером 42. В июле 1941 года ему удалось подбить редкую машину — тяжёлый четырехмоторный самолёт «Фокке-Вульф» Fw-200. 18 августа 1941 года в упорном воздушном бою на своей «Чайке» Владимир Абрамов сбил двухмоторный Мессершмитт Вf-110 и повредил другую вражескую машину. Пули ШКАСов «Чайки» отскакивали от 10-миллиметровой брони «сто десятого». Однако не зря говорилось в боевых наставлениях того времени: «Исход боя решается не столько качествами самолёта, сколько умением их использовать». Прицельные очереди сзади — снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане боевым разворотом, сделали своё дело. Самолёт Абрамова в этом бою также получил тяжёлые повреждения. Стоило немалой отваги и искусства посадить изуродованную, почти не слушавшуюся рулей машину на свой аэродром. Осенью 1941 года Владимир Абрамов был назначен командиром звена. «С 22 июня 1941 года по 22 апреля 1942 года совершил 308 боевых вылетов, 70 штурмовок, 87 разведок. В воздушных боях сбил 9 самолётов противника; два — индивидуально, семь — в групповых боях», — указывалось в характеристике Владимира Абрамова. По профессии лётчик-истребитель, Абрамов стал ещё и лётчиком-штурмовиком. Близ Стрельны и Знаменки он уничтожал пулемёты врага, в районе Урицка бомбил его окопы, на дороге между Красным Селом и Гореловом уничтожал автомашины. 5 февраля 1942 года штурмовым ударом группы Абрамова были взорваны два склада, разбиты шесть вагонов, повреждён паровоз и подавлены две зенитки в районе станции Кингисепп. На следующий день, 6 февраля, Абрамов с товарищами атаковал под Кингисеппом вражескую автоколонну. Пять машин с боеприпасами взлетели на воздух. В записи, сделанной 7 февраля, против фамилии Абрамова значится: уничтожены три штабных автобуса, 8 февраля — взорван склад боеприпасов, в районе сосредоточения вражеских войск вызвано девять пожаров. С осени 1942 по весну 1944 года Владимир Абрамов оборонял Ленинград. В сентябре 1942 года был назначен командиром звена, а в октябре 1942-го — командиром эскадрильи своего полка, который в мае 1943 года за массовый героизм личного состава и отличные боевые достижения получил гвардейское звание и был переименован в 10-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота. В апрельских боях 1942 года был дважды ранен. Первое ранение — пулей в левую руку. Второе, в голову, оказалось тяжёлым, Владимира Фёдоровича еле спасли… В мае 1942 года после очередного боя его приняли в партию. 20 июня Абрамов сбил Ju-88 в районе острова Большой Тютерс. В июле – ноябре 1943 года был откомандирован в распоряжение командующего ВВС Тихоокеанского флота и занимался передачей боевого опыта молодым лётчикам, но затем вернулся в свой полк. Всего за годы войны Владимир Абрамов совершил около 600 боевых вылетов на истребителях И-153, И-16, Як-7Б и Ла-5, провёл 65 воздушных боёв и сбил лично 7 и в группе — 12 немецких и финских самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Владимиру Фёдоровичу Абрамову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4001). В пожелтевшем номере газеты «Красный балтийский флот» за 1943 год приводятся цитаты из разбора полётов, который Владимир Фёдорович провёл для молодых лётчиков. «В войне мы ищем не смерти, а победы», — говорит В.Ф. Абрамов и продолжает в суворовском стиле: «В воздухе гляди не в оба, а в четверо. Цель всегда ищи под хвостом самолёта своего товарища. Первым увидел — первым победишь. Хочешь победить — будь всегда выше немца. Внезапность, высота, хороший пилотаж ничто, если плохо стреляешь…». Он подчеркивал обязательность просмотра карты перед полётом. На фанерных силуэтах немецких самолётов показывал их самые уязвимые места, учил, как лучше бить врага. «Многие молодые, — продолжает В.Ф. Абрамов, — горячатся, открывают огонь с дальних дистанций. А нужны выдержка, расчёт. Многие слишком вяло борются за высоту. А преимущество в этаже — главное условие победы. Важно занять самое выгодное положение перед повторной атакой…». «У каждого истребителя должна быть своя хватка, свой почерк, — настаивает Владимир Фёдорович. — Для этого надо сжиться с конкретной машиной, прочувствовать все её особенности». «Немцы в воздухе для того, чтобы убить тебя за то, что ты мешаешь им покорить свой народ», — так мотивировал лётчиков Владимир Абрамов. После войны отважный лётчик продолжал службу в ВВС Военно-морского флота. С 1957-го по апрель 1961 года командовал Таллинской (с 01.08.1960 — 14-й) дивизией ПВО. В 1959 году В.Ф. Абрамов окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. Был инспектором по технике пилотирования и начальником лётной инспекции Северного флота, занимал ряд других командных должностей. С мая 1964 года Владимир Фёдорович служил заместителем начальника Главного штаба Войск ПВО СССР — был дежурным генералом Центрального командного пункта Главного командования Войск ПВО СССР. С 1974 года генерал-майор авиации (звание присвоено в 1960 году) В.Ф. Абрамов был уволен в запас по болезни. Скончался 23 мая 1985 года. На улице Лесной в микрорайоне Заря, где он жил с 1979 года, установлена памятная доска. Святослав Коновалов