Войти в почту

Сирийский поход Шойгу: Доблесть есть, базы есть - с деньгами худо

В США признали, что в кризисный пандемийный год Россия усилила свое геополитическое влияние на Ближнем Востоке. Америка вынуждена уходить из региона, в то время как РФ и Китай наращивают свое присутствие. Однако за скобками остается вопрос, насколько выгодно Москве такое формальное усиление.

Сирийский поход Шойгу: Доблесть есть, базы есть - с деньгами худо
© Свободная пресса

В ходе выступления в американском Институте Ближнего Востока командующий Центрального командования вооруженных сил США генерал Кеннет Маккензи предупредил, что США фактически выдавливают с Ближнего Востока Россия и Китай. «Соединенные Штаты сталкиваются с растущей конкуренцией в регионе со стороны России и Китая, которые борются за власть и влияние с помощью комбинации дипломатических, военных и экономических средств», — цитирует генерала официальный сайт Пентагона.

По словам Маккензи, интерес Китая к региону обусловлен тем, что оттуда он получает половину своих потребностей в сырой нефти. Россия же пытается усилить свое влияние как геополитическая держава. Для Москвы критически важно укрепить позиции в регионе, чтобы продемонстрировать окружающим силу и мощь.

При этом генерал Маккензи заметил очень важную вещь. По его словам, США упустили на Ближнем Востоке тот момент, пока пытались усилить позиции в конкуренции с Китаем за влияние в Юго-Восточной Азии. Если вдуматься в этот тезис, то неизбежно возникнет вопрос: какими силами и средствами Россия пытается утвердить статус глобального игрока?

Юго-Восточная Азия — регион с населением около 800 миллионов человек. Многие имеют хорошее образование, способны работать на высокотехнологичных производствах. Немаловажный фактор — жители стран региона дисциплинированы, правительства государств имеют контроль над своими территориями.

Ближний Восток на этом фоне скорее олицетворяет хаос. Огромное количество воюющих между собой группировок, межэтнические и межнациональные противоречия, низкий уровень образования — характерные черты многострадального края. В той же Сирии, где Россия вроде как одержала победу, нет никаких перспектив для получения выгоды. Да, Башар Асад при поддержке Москвы устоял. Но кто поверит, что завтра Сирия станет новым Сингапуром?

Не исключено, что США добровольно ушли с Ближнего Востока, чтобы сосредоточить усилия на более перспективных направлениях. Россия же пришла на покинутое место. Можно сказать, что таким образом она приобрела черты сверхдержавы?

Директор Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семёнов считает, что до геополитической победы России на Ближнем Востоке еще очень далеко:

- Заявления американцев нельзя воспринимать прямо. Это некий способ привлечь внимание руководства страны к проблеме. Мол, если мы не будем называть Россию и Китай главными противниками, то начнем уступать. Это больше манипуляция, чтобы администрация Белого дома активнее включалась в дела Ближнего Востока.

На самом деле, у России и КНР сегодня нет четкой и внятной политики в регионе на ближайшую перспективу. Есть отдельные факторы российского влияния, но не целостная концепция.

Россия присутствует в Сирии, есть планы по Судану. Есть еще поставки российского зерна для Ближнего Востока. Но этими поставками и еще некоторыми поставками оружия фактически ограничена вся внешнеэкономическая деятельность в регионе.

То есть сотрудничество есть, но его нельзя считать за системный подход. Мы видим весьма точечное воздействие РФ на отдельные государства и по отдельным направлениям.

Но такое сотрудничество сегодня есть, а завтра нет. Исключением можно считать Сирию. Но в целом зависимость государств Ближнего Востока не сопоставима с зависимостью от Соединенных Штатов. Для Саудовской Аравии, Катара, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна роль США огромна. Без них эти государства просто не смогут обойтись. У России таких ресурсов влияния пока нет. Так что заявления генерала Маккензи просто указывает на возможные последствия. Речь о будущем. Мол, если не вмешаетесь, то Россия займет наше место.

«СП»: - Маккензи заметил, что Россия воспользовалась отвлечением Штатов на усиление влияния в Юго-Восточной Азии. Но, может, американцы выбрали правильную стратегию, оставив Ближний Восток?

- США при этом не оставили весь Ближний Восток. Они готовы сотрудничать с теми странами, где развиваются высокие технологии. Мы видим, что ОАЭ запустили спутник к Марсу, а значит, они смогли создать у себя технологическую базу. Похожие перспективы у Саудовской Аравии.

Вашингтон подключился активно к процессу урегулирования в Ливии, так как эта страна обладает большими ресурсами. Да и восстановление страны, у которой есть ресурс, выгодное занятие.

Так что нельзя сказать, что США решили уйти с Ближнего Востока. Они готовы развивать сотрудничество с теми, с кем выгодно. В плане технологий или энергоресурсов.

Другое дело, что Ирак или Сирия, где царит хаос, мало интересны с точки зрения экономического сотрудничества.

Хотя и в самых проблемных странах для США важно обеспечить свое присутствие. Генералы вроде Маккензи хотят этого и потому готовы пугать свое правительство усилением российского влияния.

«СП»: - Что Россия может получить на Ближнем Востоке?

- В странах, где сегодня присутствует Россия, как в Сирии, никаких экономических перспектив нет. Прямо скажем, всё это убыточные кампании. К тому же, есть международные санкции, которые отбивают желание у российских компаний сотрудничать с рядом государств.

Есть хорошие перспективы в Ливии. Но на этом направлении РФ действует весьма осторожно. Там есть деньги, там задуманы масштабные проекты, некоторые еще при Каддафи. Если же говорить про Сирию, то там перспектив практически нет.

Россия важно не ошибиться в выборе игроков. Нужны те, кто выступает за развитие Ливии, а не за установление некоего режима.

Конечно, можно реализовывать масштабные проекты в Саудовской Аравии, Катаре. Хотелось бы, чтобы это сотрудничество было в области промышленных производств, а не только использования природных ресурсов.

Перспективы для технического сотрудничества есть. Существуют масштабные проекты вроде создания легкого самолета. Пока они не дошли до реализации, но задел есть.

«СП»: - Насколько Ближний Восток важен для России по сравнению с другими регионами мира?

- Участие России в ближневосточных делах достаточно убыточное. В принципе, еще со времен Российской Империи любая инициатива на Ближнем Востоке приносила убытки. Если Россия вмешивалась в дела Ближнего Востока или Средней Азии, то многие инициативы оплачивались из российского бюджета. Сегодня надо понимать, что речь идет о неких геополитических вещах, нежели об экономике. Это имеет значение для престижа, для укрепления статуса РФ как мировой державы, но экономической прибыли ждать не стоит.